Как это снято: «Солярис. Эффект Соляриса

Как это снято: «Солярис. Эффект Соляриса

Вернувшиеся на Землю космонавты составляют длиннейшие отчеты, расписывая буквально по минутам каждый день, каждый час пребывания на орбите. Ученых, изучающих воздействие космоса на человека, интересует все: что наблюдали, что чувствовали, как спали, какие видели сны. Однако кое-что космонавты предпочитали, да и до сих пор предпочитают утаивать. Речь идет о случаях т.н. «трансформации сознания» или феномене ФСС (фантастические сновидения-состояния). Между собой космонавты называют его «эффектом Соляриса», пророчески предсказанным С. Лемом.

Первым столкнулся с «эффектом Соляриса» уже Юрий Гагарин. Услышав впервые музыку, исполняемую на электроинструментах, он обмолвился, что слышал нечто похожее во время своего полета. Алексей Леонов также слышал странную музыку, а Владислав Волков – плач ребенка и лай собаки. Космонавт Севастьянов утверждал, что пролетая над Сочи, разглядел свой двухэтажный дом. Подобные случаи специалисты, да и сами космонавты относят к разряду галлюцинаций, хотя и действующих на психику, но вполне объяснимых. Но случается и нечто, не поддающееся объяснению.

Многие космонавты во время пребывания в космосе переживали грезы наяву, связанные с перемещением в пространстве и во времени. Например, один космонавт видел себя в «шкуре» динозавра. Ощущения были вполне реальны. Он подробно описал свои лапы, покрытую чешуей кожу, пальцы с перепонками. Он шагал по какой-то неизвестной планете, чувствовал, как вздыбливались пластины на хребте, напрягались и сокращались мускулы. Были слышны звуки окружающего мира, ощущались запахи. Зрительные образы были яркими, отчетливыми. Незнакомый мир воспринимался как привычный и родной. Другой утверждал, что побывал в теле инопланетного гуманоида. По мнению космонавтов, это были не сон, и не галлюцинации, а 100%-е «перемещения».

«Трансформация» всегда сопровождается уплотнением времени. По бортовым часам человек пребывает в таком состоянии всего несколько минут, но для самого «перемещавшегося» проходит несколько часов. Многие из столкнувшихся с феноменом ФСС воспринимали это как результат воздействия на их мозг некоего внешнего источника, словно кто-то снаружи, мощный и великий, стремился передать им важную и необычную информацию.

Об имевших место «перемещениях» космонавты предпочитали не рассказывать, опасаясь дисквалификации со стороны медиков как лиц, имеющих психические отклонения. Но в доверительных беседах предупреждали новичков, которым предстоял скорый полет, с чем им придется столкнуться.

Первым на проблему «эффекта Соляриса» попробовал обратить внимание ученых космонавт-испытатель Сергей Кричевский, выступивший с в 1995 году с докладом о феномене ФСС. В 1998 году так и не побывавший в космосе Кричевский был отчислен из отряда космонавтов и досрочно уволен в запас. Видимо его интерес к странным явлениям начальство сочло «нездоровым».

В отличие от Кричевского, летчик-испытатель, доктор технических наук Марина Попович, по крупицам собиравшая свидетельства от космонавтов об «эффекте Соляриса», не спешила являть собранную информацию миру, понимая, что время для этого еще не пришло. Собранные ею более 2.000 рассказов космонавтов о случаях «трансформации сознания» долгие годы ждут своего часа. И только в последнее время она получила разрешение от некоторых из респондентов обнародовать предоставленные записи.

Сами космонавты, чье сознание было подвергнуто трансформации, часто испытывают тягостное желание вновь пережить это состояние. Поэтому многие из них становятся эзотериками, философами, уходят в составе экспедиций на поиски снежного человека или исследуют места посадок НЛО. Их тянет в другой мир. Как отметила Марина Попович, «они уходят в космос одними людьми, а возвращаются совсем другими, словно там они столкнулись с чем-то неизведанным и стали его частью».

mirpristrasten.com

Дважды герой Советского Союза, летчик Виталий Севастьянов. В одном из телевизионных интервью рассказал, что в космосе у него было странное видение. Во время полета в кабине космического корабля ему постоянно слышался шум дождя. Космонавт не только слышал шум дождя, но и чувствовал запахи.

Это происходит уже 50 лет. На орбите космонавты чувствуют будто кто-то пытается с ними общаться, посылая странные звуки, сны и видения. Только недавно ученые выдвинули сенсационную гипотезу. С космонавтами пытается вступить в контакт сама планета Земля.

Ядро - это сердце планеты, реки, моря и океаны - это ее кровь, деревья и растения - ее легкие, а животные - органы чувств. Земля - это организм, способный общаться. Десятки космонавтов, побывавшие на орбите, подтверждают, что Земля разумна и она пытается установить с нами контакт.

Космонавт-испытатель, военный летчик первого класса Сергей Кричевский об этом узнал в 1994 году. Сергей Владимирович готовился к своему первому полету на орбиту. Неожиданно Кричевского подозвал один из именитых космонавтов, который полгода проработал на орбитальной станции «Мир». Коллега предупредил Кричевского о том, что на орбите у некоторых космонавтов случаются видения.


Он мне это ненавязчиво рассказывал: «Если такое будет, ты не переживай, это норма, это у тебя не крыша поехала. Это и у меня было, и еще у пару человек, паниковать не надо, дергаться и орать не надо».

После этого еще несколько космонавтов подтвердили, что на орбите у них возникали фантастические сны наяву. В них человек испытывал самые разнообразные ощущения и трансформации, вплоть до полного перевоплощения в иное существо. Например, один коллега поведал Сергею Кричевскому о пребывании в образе динозавра.

Сергей Кричевский, космонавт- испытатель:
Он говорил, что не просто что-то видел со стороны, а сам был динозавром, видел свои лапы, шел через овраги, причем не один, а в стаде, за кем-то гнался. Слышал возгласы, крики этих существ, сам орал так, что все вибрировало. Вставали пластинки на спине.

Возможно, так наша Земля рассказывает человеку о том, как развивалась планета, знакомит с прошлым, настоящим и будущим. Космонавты даже дали этому название - эффект Соляриса. Как известно, в фантастическом романе Станислава Лема, разумный океан планеты Солярис общался с людьми.

Сергей Кричевский, космонавт- испытатель:
Солярис - живая планета, мыслящий и живой океан, который мог считывать информацию, вызывать какие-то сюжеты. Сначала было непонятно, откуда такие сны идут на орбите. Если внимательно почитать Солярис, становится понятным, что Лемм предвидел новые эффекты проявления сознания.

Ученые подтверждают, что роман «Солярис» Станислава Лема - это не выдумка, а точно просчитанный прогноз, и наша Земля подобно мыслящему океану Солярис проецирует в сознании людей различные звуки и образы, это происходит через мозг человека, который в космосе настраивается на определенную частоту и способен улавливать сигналы нашей планеты.

Павел Свиридов, президент Фонда темпоральных исследований, анализа и прогноза:
Земля - это мыслящий организм, это кристалл, который познает себя через развитие человеческой цивилизации. Люди получают некие каналы в ноосферу, в информационное пространство, но каждый слышит нечто свое, потому что он воспринимает все через свой приемник, через свой мозг. Соответственно кто-то видит дом, кто-то слышит лай собаки, кто-то слышит музыку, которая ему нравилась - у каждого свое.

Недавно ученые увидели еще одно удивительное свойство, которое проявляется на орбите, - эффект увеличения наземных предметов, когда с высоты 300 км без всяких приборов человек может видеть мельчайшие объекты на планете. Так американский астронавт Гордон Купер, пролетая над территорией Тибета, невооруженным взглядом увидел не только дома и постройки, но и ползущий по рельсам паровоз. А космонавт Виталий Севастьянов, пролетая над родным Сочи отчетливо видел собственный двухэтажный дом, этот эффект подтверждают и многие другие космонавты.

Александр Серебров, летчик-космонавт, Герой СССР:
Я тоже глазами без бинокля видел все улицы Кейптауна. Там всегда ветры и никогда не бывает облаков.

Причиной такого сверхдальновидения ученые считают атмосферу планеты. Из испарившейся земной влаги образуются своеобразные увеличительные линзы. Возможно, Земля делает это специально, чтобы человек мог рассмотреть, что происходит на родной планете, как вырубают ее леса, отравляют океаны и воздух.

В своем легендарном полете Гагарин тоже слышал музыку, которая возникала из ниоткуда и не давала покоя.

Идея экранизации «Соляриса», фантастического романа польского писателя Станислава Лема, возникла у Андрея Тарковского в 1968 году. С одной стороны, это произведение интересовало режиссера своей философской глубиной, с другой - он видел в нем коммерческий потенциал и, в случае зрительского успеха, рассчитывал поправить свои финансовые дела. Последний вопрос был особенно актуален с учетом того, что после цензурных проблем с «Андреем Рублевым» работать Тарковскому не давали. В этом плане научно-фантастический жанр казался режиссеру более «проходным» у киноначальства. Так и оказалось - проект запустили в производство, сочтя экранизацию популярной фантастики идеологически безвредной. Другой любопытный момент - «Солярис» рассматривали как своего рода советский ответ « » Стэнли Кубрика. Фильмы диаметрально различались в идейном отношении, но при этом соперничали в технических вопросах.

Первый вариант сценария «Соляриса» Тарковский подготовил в соавторстве с писателем Фридрихом Горенштейном (в дальнейшем сценаристом «Рабы любви» ) летом 1969 года. Эта версия предполагала, что две трети действия будет разворачиваться на Земле. Такой вариант не устроил ни «Мосфильм», ни Лема. Лем привлекался к дальнейшей работе, обернувшейся чередой конфликтов. В итоге писатель так и остался недоволен окончательной версией сценария, готовой к лету 1970 года. Тарковский изменил сюжетную линию первоисточника, сместил акценты с научной проблематики на нравственную, убрал ряд важных сцен, ввел новых героев - в общем, создал скорее фантазию на тему оригинального романа. Интересно, что сценарий даже проходил нечто вроде научной экспертизы. Впрочем, ученый-астрофизик Иосиф Шкловский, которому поручили процедуру, по всей видимости, отнесся к ней довольно поверхностно, не желая чинить препятствий кинематографистам.

Параллельно с работой над сценарием Тарковский искал актеров. Самым сложным для режиссера был выбор исполнительницы роли Хари, которой, в отличие от книги, отводилась едва ли не главная роль. В 1970 году Тарковский видел в качестве основной претендентки шведскую актрису и любимицу Ингмара Бергмана Биби Андерссон. Также рассматривались первая жена Тарковского Ирма Рауш и Алла Демидова. Однако ближе к съемкам режиссер решил, что более подходящей кандидатурой будет Наталья Бондарчук, несмотря на всего лишь двадцатилетний возраст и скромную актерскую практику. И Тарковский не ошибся. Позже он даже замечал, что Бондарчук удалось на площадке затмить более опытных коллег. В их числе оказались , Юри Ярвет, Владислав Дворжецкий и постоянные актеры Тарковского Николай Гринько и Анатолий Солоницын. Баниониса и Ярвета, выходцев из Прибалтики, потом пришлось переозвучивать из-за их сильного акцента. Владимир Заманский озвучил Баниониса, а Владимир Татосов - Ярвета.

Тарковский отбирал актеров таким образом, чтобы они максимально совпадали со своими персонажами. По той же причине в эпизодах и массовке у режиссера также играли типажно близкие люди. Например, в эпизоде международного симпозиума снимались настоящие иностранцы.

Локации и декорации: от Звенигорода до Токио


Съемки «Соляриса» начались в марте 1971 года и с перерывами продолжались до декабря. География съемок достаточно обширна. Павильонные сцены снимали на «Мосфильме». Натурные - в Москве, в Крыму и в Звенигороде - у Саввино-Сторожевского монастыря и на берегу реки Рузы. Там, например, удалось найти удачное место для дома главного героя - своего рода котлован с прудом и деревьями, в котором можно было снимать на 360°, не боясь «впустить» в кадр современный мир. Кроме того, в сентябре-октябре группа в ограниченном составе посещала с экспедицией Токио. Здесь нашли эффектную многоуровневую автостраду с необходимым футуристическим типом архитектуры - там были тоннели, развязки, эстакады, а пролегала она как под городом, так и над ним.

Поклонники жанра научной фантастики часто ставят в упрек Тарковскому то, что пространство и дизайн в «Солярисе» кажутся недостаточно футуристичными. Но именно такой и была задача режиссера - он хотел показать будущее с точки зрения людей, в нем живущих, то есть воспринимающих будущую материальную культуру как обыденность, данность, а не как экзотику (в этом и был один из споров Тарковского с «Космической одиссеей», где будущее показано именно экзотикой). Поэтому костюмы, мебель, детали интерьеров, вроде пультов и датчиков, делались как нечто, условно говоря, «бывшее в употреблении». Между собой авторы даже называли станцию «разбитым старым автобусом».

Конечно, такое решение не означало упрощения задач для художника Михаила Ромадина. Скорее наоборот. Из всех проектов «Мосфильма» того времени «Солярис» в этом плане считался самым сложным. Декорации картины разрабатывались «Мосфильмом» совместно с заводом ВИЛС («Всероссийский институт легких сплавов»), делавшим в свое время такие вещи, как луноходы. Занимали декорации самый большой павильон студии и составляли целый комплекс. Он включал, например, стартовую площадку космического корабля, библиотеку, зеркальную комнату. Самым крупным объектом было полукольцо станции, заканчивавшееся тупиком библиотеки. По замыслу авторов, объект должен был представлять собой «человеческий муравейник», а значит, в оформлении должно было читаться все наследие материальной цивилизации Земли, «реликты исторической и художественной памяти землян». Один из примеров - копии полотен Питера Брейгеля-старшего, выполненные специально для фильма особым живописным цехом.

Целый ряд эпизодов со специально построенными для них декорациями, как известно, не вошел в итоговый вариант фильма. Самый известный пример - сцена с зеркальной комнатой. Ее технически спроектировали так, чтобы зеркала не давали отражений съемочной группы - для этого на комнату через узкую щель «смотрел» лишь один объектив. Однако эпизод получился слишком «внешне эффектным», из-за чего выбивался из общей стилистики фильма и в итоге был вырезан Тарковским. Впрочем, в 2012 году стала доступна версия фильма с исключенными сценами, в том числе и с зеркальным эпизодом.

Визуальное решение: Kodak, один дубль и Возрождение


На «Солярисе» Тарковский уже в четвертый раз (после «Катка и скрипки», «Иванова детства» и «Андрея Рублева») работал с оператором Вадимом Юсовым. По свидетельствам участников съемочной группы, в отличие от предыдущих проектов, в этот раз отношения внутри тандема были напряженные - режиссер и оператор постоянно спорили. В итоге никто не удивился, узнав, что это сотрудничество стало последним.

Вадим Юсов и Андрей Тарковский на съемках фильма «Солярис»

Фильм снимали на дефицитный Kodak, что, с одной стороны, положительно отразилось на визуальной стороне картины, но с другой - усложнило съемки. Кадры старались снимать только после тщательной подготовки с одного дубля, поскольку количество пленки было строго ограничено. Иногда из-за длительной подготовки в день снимали всего два кадра. Кстати, черно-белые фрагменты появились в фильме именно по причине нехватки цветного «Кодака». Тарковский лишь старался, чтобы монохромный формат выглядел оправданно.

В основе визуального решения картины лежит противопоставление Земли и космической станции. По словам Юсова, снимая земные эпизоды, авторы пытались разглядеть и запечатлеть на пленке фактуры, связанные с природой: водоросли, деревья, воду, траву и так далее. Станция же и другая планета связаны с искусственными и более грубыми фактурами. По тому же принципу в кадре постоянно сталкиваются теплые и холодные оттенки, цвета земли и неба. Доминирующим при этом является желтый цвет - цвет Соляриса.

На изобразительное решение картины, как, в общем, и на весь визуальный стиль Тарковского, во многом оказала влияние живопись эпохи Ренессанса. Это выражается в выборе цветовой палитры, в мизансценировании и в общей атмосфере. Показателен такой момент. На кадр, в котором Крис Кельвин под дождем прощается с Землей, повлияла одна из работ мастера Раннего Возрождения Витторе Карпаччо - Тарковский перенес на своего героя отстраненность персонажей увиденного полотна. Также в «Солярисе» можно найти множество отсылок к знаменитым картинам. Как уже говорилось, в оформлении интерьеров авторы использовали реплики работ Брейгеля и Андрея Рублева, а хрестоматийный финальный кадр встречи Криса с отцом полотно Рембрандта «Возвращение блудного сына».

Спецэффекты: невесомость, инфраэкран и комбинированные съемки


Как и полагается научно-фантастическому фильму, «Солярис» изобилует спецэффектами. Начнем со знаменитого эффекта невесомости в кадре. Чтобы его добиться, были разработаны специальные манипуляторы - две штанги, на которых могли свободно сидеть актеры. Манипуляторы не были видны в кадре, за счет чего и создавалась видимость полета. Устройство, кстати, часто ломалось, из-за чего съемки периодически выбивались из графика. Объекты, летающие в кадре, вроде книг, поднимались в воздух благодаря невидимой жилке.

В продолжение темы полетов - ракета. После ряда неудачных дизайнов ее позаимствовали с военного полигона, где обнаружился подходящий макет. Его доработали в духе работ художников-супрематистов. Взлет ракеты визуально сопровождался пламенем и дымом, но в действительности обеспечивался подъемом вручную на тросах.

Особую сложность вызвал кадр с приближением к станции, висящей над Океаном. Для него в ход пошел инфраэкран (по сути, советский предшественник хромакея). При наезде камеры ее движение должно было быть прецизионным, то есть не иметь даже малейших колебаний. Чтобы этого добиться, на «Мосфильм» из Ленинграда понадобилось везти 12-метровую станину токарного станка с прецизионной платформой, на которую устанавливали камеру.

Что касается главного спецэффекта фильма - Океана - то в его создании принимал участие оператор комбинированных съемок Василий Севостьянов. Чтобы добиться необходимого образа, химики пробовали всевозможные составы, включавшие ацетон, алюминиевую пудру, красители, а также различные способы подсвечивания. С учетом комбинированных съемок необходимо было добиться микроскопической фактурности предметов. Кроме того, чтобы при проекции движение Океана замедлялось, использовалась ускоренная съемка. Снимали Океан в тазу на столе, а потом комбинировали материал с другими кадрами.

«Звуковая масса» Эдуарда Артемьева: «музыка жизни», синтезаторы и Бах


Если для тандема Тарковский-Юсов «Солярис» стал последней работой, то сотрудничеству режиссера с композитором Эдуардом Артемьевым картина положила начало (потом он напишет музыку к «Зеркалу» и «Сталкеру»). Артемьев был к тому моменту известен экспериментами с набиравшей популярность электронной музыкой, и потому подходил для решения специфических задач «Соляриса». Тарковский не хотел традиционную киномузыку. Он хотел, чтобы музыкальное оформление ленты решалось нестандартными минимальными средствами - небольшим набором звуков, промежуточным между шумами и музыкой, который бы одновременно подчеркивал смысл эпизодов и являлся бы темой. Иногда звуку отводилась и вовсе определяющая роль. Например, присутствие Океана мы осознаем именно благодаря шумовому решению.

После долгих поисков авторы нашли подход - акустическое оформление или «звуковую массу» фильма разделили на две части: конкретные природные шумы Земли («музыка жизни») и звук космического мира, создаваемый смешением оркестровой музыки, хора или колоколов, а также синтезаторной музыки. С шумами в фильме проделали особенно тонкую работу. Например, одних шумов листвы было несколько десятков, а, скажем, в эпизоде проезда через тоннель использовались звуки движущихся танков - так авторы добивались необходимой атмосферы тяжести и глубины.

Хотя традиционную музыку Тарковский использовать не хотел, в определенный момент он решил, что саунд-дизайн Артемьева будет окружать один лейтмотив. В этом качестве Тарковский выбрал произведение своего любимого композитора - Иоганна Себастьяна Баха. Знаменитый мотив фильма «Слушая Баха (Земля)» - это фа-минорная хоральная прелюдия, переработанная Артемьевым. Пожалуй, одна из самых одухотворенных музыкальных тем в истории нашего кино.

Странные галлюцинации у к осм онав тов н а ор би те

Многие космонавты после возращения на Землю рассказывают о различных странных процессах, которые они не только слышали, но и видели. Порой рассказы наполнены фактами, которые не возможно описать и подтвердить с научной точки зрения. Как известно космонавты и летчики-испытатели люди не из робкого десятка, но по их утверждению им становилось страшно на уровне психологического подсознания от увиденного и услышанного. Так что же происходит в космосе?

Необъяснимые видения и звуки

Не так давно доктор технических наук и летчик-испытатель 1-го класса Марина Попович опубликовала часть из собранных в течение длительного времени свидетельств о наблюдении аномальных явлений на орбите Земли. На сегодняшний день ее коллекция составляет более двух тысяч фактов подтвержденных космонавтами, которые наблюдали нечто необъяснимое в космосе. После посещения одного из концертов популярного ВИА Юрий Гагарин рассказал, что похожую музыку он уже слышал, но не на Земле, а вовремя полета в космос. Подобные ощущения испытывал не только первый космонавт, но и люди которые летали в космос позже. Так Владислав Волков рассказал о странных звуках, которые окружали его во время нахождения в космосе. «Внизу летела земная ночь. И вдруг из этой ночи донесся… лай собаки. А потом стал отчетливо слышен плач ребенка! И какие-то голоса. Объяснить все это невозможно», - так Волков описал звуки, которые преследовали его практически все время полета.

Не менее интересны и сообщения о различных зрительных наблюдениях. Американский астронавт Г.Купер рассказывал, что, пролетая над территорией Тибета, он смог невооруженным взглядом рассмотреть дома и окружающие их постройки. Ученные данный эффект назвали увеличением наземных объектов, но научного объяснения возможности рассмотреть постройки с расстояния в 300 километров пока нет. Космонавт Виталий Севастьянов своим сообщением, что при пролете над Сочи он смог рассмотреть собственный двухэтажный дом вызвал споры среди специалистов-оптиков.

Летчик-испытатель Марина Попович собрала уникальную коллекцию подобных фактов, которые могут быть результатом неизученных изменений сознания

Кандидат технических и философских наук, космонавт-испытатель Сергей Кричевский рассказал, что впервые услышал о необъяснимых космических глюках от своего именитого коллеги, который в течение полугода находился на орбитальном комплексе «Мир». Кричевский тогда готовился к первому своему полету в космос, и опытный коллега предупредил его о возможной опасности. Предупреждение подразумевало, что при нахождении в космосе человек может быть подвержен фантастическим грезам наяву, которые наблюдали многие космонавты. Дословно, предупреждение было следующим: «Человек претерпевает одну или несколько трансформаций. Превращения в тот момент кажутся ему естественным явлением, как будто, так и должно быть. Видения у всех космонавтов разные. Сходно одно: побывавшие в подобном состоянии определяют некий идущий извне мощный поток информации. Никто из космонавтов назвать это галлюцинациями не может — слишком реальны ощущения».

Позже Кричевский назвал это явление - «эффектом Соляриса», который предугадал Станислав Лемм. По мнению исследователя, фантастическое произведение «Солярис», это не фантастическая выдумка, а достаточно точно просчитанный прогноз ученого. В фильме, который был снят Андреем Тарковским по произведению Лемма, главный герой стал свидетелем не только визитов неизвестных гостей, но и увидел родительский дом, который появился из пучины океана. Кадры фильма, являются проекцией того, с чем сталкиваются настоящие космонавты. Возможно, космос обладает способностью материализовать мысли людей и показывает им то, о чем они мечтают на подсознательном уровне. Но, несмотря на различные предположения, вопрос о происхождении необычного явления остается открытым.

После проведения исследований некоторые ученые склоняются к мысли, что возникновение подобных необъяснимых случаев стоит отнести к изменению сознания человека из-за воздействия микроволнового излучения. Российский биофизик Александр Прессман в своих научных трудах достаточно точно описал реакцию организма человека при воздействии волн в сантиметровом диапазоне. В частности он доказал, что при воздействии на организм человека излучения частотой более 3000 МГц и одновременном воздействии электромагнитной энергии возникает состояние полного оцепенения, когда отказывают руки и ноги. Поскольку сантиметровые волны в первую очередь оказывают влияние на биопотенциалы мозга и эндокринные процессы, ощущение страха, очевидно, вызвано тем же источником. Данное объяснение подходит к сообщениям о странных звуках и видениях на орбите.

Космонавт Александр Серебров четыре раза летал в космос. Во время одного из своих первых полетов он по неосторожности уронил магнит, который повел себя «неадекватно»: как правило, все предметы в состоянии невесомости вращаются, а магнит стал колебаться. Такое возможно только при наличии высокого магнитного поля. Направление тока магнита изменялось в зависимости от положения космической станции по отношению к Солнцу. Пребывая в тени, магнит притягивал предметы, но как только попадал в зону освещения Солнцем, предметы отскакивали. Серебров рассказывал, что, впервые столкнувшись с таким явлением, он был шокирован, ведь данное поведение магнита нарушало привычные правила поведения предметов в состоянии невесомости. После прибытия на Землю Серебров сообщил о своих наблюдениях представителям института медико-биологических проблем, но ученых данное сообщение не заинтересовало. Когда в 1993 году Серебров осуществил свой четвертый полет в космос, то на борту космического аппарата по его требованию были установлены приборы для измерения магнитного поля. Космонавт в течение всего полета проводил измерения в разных частях космического корабля и на основе его записей, стало известно, что магнитное поле изменялось не менее 16 раз в сутки, но изменения были неоднородными. Наибольшее по излучению магнитное поле находилось в районе командирской рубки, которая находится по левому борту корабля. Силовые кабели проходят по левому борту, непосредственно над головой Василия Циблиева - командира корабля. Во время сна в таком положении Циблиев вел себя крайне беспокойно, он кричал, скрипел зубами, метался, но стоило изменить положение и удалится от кабелей, его состояние приходило в норму, и сон становился спокойным. Серебров вспомнил свой разговор с Циблиевым: «Я спросил Василия, в чем дело? Оказалось, ему снились феерические сны, которые он порой принимал за явь. Пересказать их он не мог. Твердил только, что ничего подобного в жизни не видел. Уже потом, вернувшись из полета, я проконсультировался со специалистами, и они подтвердили: человек может жить в магнитном поле любой напряженности, но лишь в том случае, если оно однородное. А пребывание в градиентном поле может быть опасно для психики».

Ученые отмечают, что переменные магнитные поля, это не единственный и не самый опасный фактор риска воздействия на психику человека, который находится на орбите. Каждый космонавт сталкивался с таким явлением как фосфены, который представляет собой фиксирование световых вспышек при закрытых глазах. Первыми кто рассказал об этом эффекте, были Нил Армстронг и Эдвин Олдрин, которые в 1969 году были участниками полета на Луну. НАСА не только со всей серьезностью отнеслась к рассказу астронавтов, но и стала инициатором проведения исследования необычного явления. В результате исследований было установлено, что вероятной причиной подобного явления могут быть частицы космических лучей, которые движутся с огромной скоростью. Физическая причина явления была установлена, но в вопросе как эти частицы влияют на нейроны мозга остается загадкой. Сами космонавты утверждают, что фосфены оказывают негативное влияние на общее самочувствие и становятся причиной дискомфорта. Свое мнение по этому вопросу высказал и Александр Серебров: «Там, в глубинах Вселенной, с людьми происходит неизвестно что. Состояние физическое худо-бедно изучается, а вот изменения сознания — темный лес. Медики делают вид, что человека можно ко всему подготовить на Земле. На самом деле это абсолютно не так».

Некоторые специалисты предполагают, что в большинстве случаев у космонавтов происходит изменение состояния сознания. Возможно, причина лежит в том, что человек попадает в непривычную среду, которая каким-то образом становится неким катализатором этого состояния. Владимир Воробьев доктор медицинских наук и старший научный сотрудник центра РАМН утверждает следующее: «Но, видения и другие необъяснимые ощущения на космической орбите, как правило, не мучают космонавта, а доставляют ему своеобразное удовольствие, не смотря на то, что вызывают страх. Стоит учесть, что в этом тоже есть скрытая опасность. Не секрет, что, после возвращения на Землю, большинство покорителей космоса начинают испытывать состояние тоски по этим явлениям и при этом испытывают непреодолимую, а иногда и болезненную тягу вновь ощутить эти состояния. Многие находят себя в том, что становятся участниками научных экспедиций на места посадок или появлений НЛО, уходят в горы, чтобы найти следы неизвестного «снежного человека», становятся философами и эзотериками».

Космос, это как книга, которую пытается прочитать человек. Но, несмотря на все старания, прочитана только первая страница многотомного экземпляра.

Зато их заметили уфологи. «Судя по видеосъёмке, на всём протяжении полёта - от старта до стыковки с МКС - космический корабль сопровождали загадочные объекты. Более того, установленная на «Союзе» видеокамера запечатлела белый зонд внутри кабины, где сидел экипаж, - говорят уфологи Юрий Григорьев и Анна Ажажа . - Похоже, инопланетяне уделили этому пуску большое внимание, они сделали всё, чтобы мы их заметили. Они срочно запрашивали контакт с человеческой цивилизацией».

Через двое суток со стартовых площадок были сняты две российские ракеты - «Протон-М» и «Ангара-А5». Их старт отложен. На видеозаписи вывоза «Протона» видны те же белые объекты, которые зафиксированы в кабине «Союза». «Значит, предупреждение приняли к сведению, - подчёркивают Григорьев и Ажажа. - Правда, не факт, что его предадут огласке, как не предают огласке многое из того, что видят, слышат и чувствуют космонавты на орбите».

Голос Лайки в ночи

Полёт Гагарина длился 108 минут, но этого вполне хватило, чтобы 27-летний лётчик-космонавт запомнил звуки, которые ранее никогда не слышал. Попав впоследствии на концерт ансамбля электромузыкальных инструментов, Юрий Гагарин подошёл к его руководителю и признался: именно такая музыка звучала у него в ушах во время полёта «Востока-1».

О звуках непонятного происхождения вспоминали и другие космонавты. Владислав Волков , совершивший свой первый полёт в качестве бортинженера корабля «Союз-7», писал: «Внизу летела земная ночь. И вдруг из этой ночи донёсся лай собаки! Обыкновенной собаки, может быть, даже простой дворняжки… Мне почудилось, что это голос нашей Лайки… А потом через несколько секунд стал отчётливо слышен плач ребёнка! И какие-то голоса. Объяснить всё это невозможно».

Учёные, однако, пытаются. Самое простое предположение: это слуховые галлюцинации. Человек слышит голоса и звуки, которых на самом деле нет. Причинами могут быть сильная усталость, накопившийся стресс. Известно, что в абсолютной тишине мы способны слышать шум собственного тела - стук сердца, ток крови по сосудам, а когда кандидатов в космонавты подвергали испытаниям в сурдокамере (полностью изолированной от звуков комнате), у некоторых случались и зрительные галлюцинации. Другое дело, что на орбитальной станции никогда не бывает полной тишины - оборудование работает беспрерывно, но на фоне монотонного шума тоже вполне вероятны нарушения слуха.

Разумный океан

Однако куда более интересны рассказы о том, что люди видят в космосе (как через иллюминаторы летательных аппаратов, так и внутри них). Эти сведения долгое время собирала Марина Попович, лётчик-испытатель, доктор технических наук.

Во-первых, в космосе значительно увеличиваются возможности зрения (или искажаются масштабы наблюдаемых объектов). Американец Гордон Купер , пролетая над Тибетом, разглядел невооружённым глазом (с высоты 350-400 км!) отдельные домики и прочие постройки на поверхности Земли. Наш космонавт Виталий Севастьянов смог увидеть с орбиты двухэтажный дом в Сочи, где прошли его дет-ство и юность. Другие умудрялись распознать двигавшиеся по дорогам автомобили.

Во-вторых, странно порой из космоса выглядит океан. Экипаж американской станции «Скайлэб», запущенной в 1973 г., сообщал, что в районе Бермудского треугольника он наблюдает пониженный уровень воды - будто бы на гигантской площади более 1 млн кв. км между Бермудскими островами, Флоридой и Пуэрто-Рико океан просел.

Советские космонавты, напротив, видели морские «купола» - поднятие воды диаметром 200-300 км, а также высокие водяные валы протяжённостью до 100 км. Несколько раз они докладывали, что отчётливо разглядели подводные океанические хребты на глубинах в несколько сотен и даже тысяч метров. Специалисты по оптике уверяли, что это невозможно: даже самая прозрачная вода на таких глубинах полностью поглощает солнечный свет. Но оказалось, что в этом районе Тихого океана действительно простирается горная цепь! Учёные предположили, что космонавты, видимо, наблюдают какое-то другое оптическое явление, связанное с рельефом дна.

Сами же космонавты, глядя на Мировой океан, обычно вспоминают фантастический роман Станислава Лема «Солярис» и снятый по нему фильм Андрея Тарковского . Это о планете, покрытой мыслящим океаном, который был способен корректировать орбиту своего небесного тела, а также создавать различные объекты-фантомы на основе информации, которую считывал из памяти космонавтов во время их сна. Оказывается, нечто похожее на эффект Соляриса дейст-вует и на земной орбите. «Имеет смысл говорить о целом феномене - фантастических сновидениях-состояниях, которые возникают у людей в космических полётах», - отмечаетСергей Кричевский, космонавт-испытатель, профессор, дейст-вительный член Академии космонавтики им. Циолковского, доктор философских и кандидат технических наук .

Кричевский готовился к полёту на станцию «Мир» начиная с 1989 г. Общаясь с коллегами, в том числе космонавтами, побывавшими на орбите, он услышал свидетельства, о которых те предпочитали распространяться лишь в узком кругу. И никогда не включали их в официальные отчёты о своих полётах в космос и проделанной там работе.

О космических сновидениях - изменённых состояниях сознания людей в космосе - читайте в следующем номере «АиФ».

просмотров