Все о радарах гибдд. Радары гибдд (дпс, гаи), типы и виды, новинки рынка радаров, частоты и диапазоны работы Технические устройства измерения скорости автомобиля

Все о радарах гибдд. Радары гибдд (дпс, гаи), типы и виды, новинки рынка радаров, частоты и диапазоны работы Технические устройства измерения скорости автомобиля

Автомобилисты со стажем часто ностальгируют по тем временам, когда водители о «гаишных» засадах друг друга предупреждали с помощью мигания фар. Сегодня об этом приходится лишь вспоминать, ибо строгих инспекторов ГИБДД отныне заменили инновационные технологии, такие как камеры фото и видеофиксации, и о которых, по сути, и предупреждать то, по причине их невидимости совсем некому, да и бесполезно. О том, в каком месте они стоят – автомобилисту приходится лишь гадать и порой радар-детектор может оказаться плохим помощником. Ниже в статье будет приведен перечень самых «вредных», с точки зрения автолюбителей, камер фотовидеофиксации.

«Азимут»


Такой уникальный комплекс способен одновременно зафиксировать 6 нарушений правил ДД:

Неправильную парковку;

Игнорирование показаний сигнала светофора;

Пересечение стоп-линии;

Проезд перекрестка с последующим поворотом налево\направо, в месте где это запрещено;

Неуважение людей на пешеходном переходе,

Нарушение скоростного режима.

Такая система как «Азимут» легко распознает лихачей с пяти километрового расстояния, и при этом совсем не важно, ровный участок дороги или извилистый.

«Одиссей»


Назначение системы «Одиссей» автоматически фиксировать на видео и фотокамеру нарушения ПДД и мониторить транспорт пересекающий зону контроля:

Фиксировать нарушения дорожных правил;

Определять скорость движения автотранспорта.

Хотя потенциал системы фотовидеофиксации и широк, но, обычно, используется лишь одна функция: определить автомобиль с непристегнутым ремнем безопасности водителем, проезд авто на красный свет или же превышение скорости.

ЛИСД


Радар ЛИСД улавливает отраженные от объекта короткие лазерные импульсы.

Имеет он следующие преимущества:

Его узкая направленность луча дает возможность в общем потоке выделить нужную автомашину;

Измерить ее скорость;

Идентифицировать нарушителя;

Сфотографировать с 200 метрового расстояния номера;

И на него не влияет погода.

По виду такой прибор напоминает бинокль.

«Робот»



Увидеть такой радар можно на столбах. Высокочувствительная 11-ти мегапиксельная камера легко распознает номерные знаки автомобили и лицо сидящего за рулем водителя с расстояния в 1000 метров. Камера способна зафиксировать неправильную парковку, выезд на встречку и проезд под запрещающий сигнал светофора.

Конструктивная особенность данного прибора в том, что он видит проезжую часть в два «глаза». Такие комплексы очень распространены и работают очень успешно.

«Паркон»



Это уникальный автоконтроль за парковкой и иными нарушениями дорожных правил. Основа данной технологии – видеомодуль, который устанавливается в полицейской машине и станция для обработки полученного видеоизображения.

Назначение Паркона выявлять:

Нарушившие правила стоянки автомобили;

Остановку или стоянку на дороге, где нет парковки;

Стоянку на тротуаре;

Запрещенную парковку;

Остановку на «зебре»;

Стоянку на остановка, газонах, детских и спортплощадках.

«Кордон»


Отличается такое устройство от своих предшественников - высокой точностью фиксации. Полученная Кордоном информация отправляется по беспроводным каналам в вычислительный центр, где полученные сведения анализируются. Такой радарный комплекс способен одновременно держать под наблюдением четыре дорожные полосы.

Вот его основные возможности:

Автогенерация 2 изображений;

Автоконтроль за превышением скорости и выездом на встречку;

Фиксация нарушений с последующей передачей в вычислительный центр;

Полное соответствие определенного скоростного режима каждой машины в зоне контроля;

Наличие GPS/GLONASS;

Дистанционная настройка.

«Стрелка»



Этот современный комплекс оснащен камерой видеофиксации и он способен отслеживать нарушения до 1 км. Надо отметить, что это устройство отслеживает не какую-то конкретную машину, а весь поток движущегося по дороге автотранспорта.

«Крис»


Задача этого фоторадарного комплекса фиксация в автоматическом режиме нарушений ПДД. Кроме этого устройство способно считывать номера автомобилей и отслеживать их по базам данных.

Передача информации на посты ДПС осуществляется и по телефону и по GSM и через радиоканал. Данные, передаваемые датчиком весьма надежно охраняются встроенной в него системой безопасности.

«Автоураган»



Задача такого стационарного комплекса автовидеоконтроля фиксировать нарушения дорожного движения, и осуществлять розыск. Данный комплекс определяет скорость транспортного средства по видеокадрам.

Обладает «Автоураган» такими характеристиками:

Считыванием номеров в дневное время до 97%;

Распознавания грязных или же поврежденных регистрационных номеров;

Осуществляет контроль за автодорожным трафиком;

Данный комплекс не могут «увидеть» радар-детекторы;

Фиксирует кроме превышения скорости и другие нарушения;

осуществляет автоматический поиск по базам данных.

«Автодория»


Данная система осуществляет контроль за скоростным режимом через ГЛОНАСС/GPS с опцией фотофиксации. В работе «Автодории» используется два регистратора. Первый устанавливается в самом начале подконтрольного участка, а второй в самом конце.

«Автодория» фиксирует момент проезда автомобиля, фиксирует в какое время и в каком месте он въехал на контролируемый участок и выехал с него. Полученная информация передается на сервер, где и высчитывается средняя скорость транспортного средства.

Если скорость окажется превышенной, то в автоматическом режиме формируется постановление с указанием времени и места, на котором данное авто совершило нарушение.

Радар-детектор обязан своим появлением полицейским радарам — устройствам, взятым «на вооружение» дорожно-патрульными службами ГИБДД для контроля скоростного режима. В задачу радар-детекторов никогда не входило противодействие средствам измерения скорости, а даже наоборот: использование радар-детекторов активно способствует повышению безопасности участников дорожного движения. Чтобы понимать, как радар-детектор «ловит» радары, нужно знать принцип работы последних. Итак, полицейский радар — это прибор, предназначенный для определения и фиксации скорости движения автомобиля. Существует два вида полицейских радаров: радиочастотный и лазерный .

Виды полицейских радаров

Радиочастотный радар , в основу которого лег известный эффект Доплера , излучает в направлении движущегося автомобиля высокочастотный радиосигнал в диапазонах X-, K- или Ka. Отраженный от кузова автомобиля сигнал возвращается к радару с измененной частотой. Вычислительный модуль радара, получив отраженный сигнал и сравнив его частоту с частотой исходного сигнала, определяет скорость автомобиля, в направлении которого производился замер, и отображает ее на дисплее. Самые популярные радиочастотные радары, используемые дорожно-патрульными службами на территории России и стран содружества, — это ручные радары « », « », « », « » и радарные комплексы « » и « ».

Второй тип полицейских радаров — это лазерный радар или лидар , который также иногда называют оптическим . Лазерный радар излучает короткие импульсы лазера, находящиеся вне зрительного диапазона человека, в направлении движения автомобиля. Импульсы отражаются от кузова транспортного средства и возвращаются обратно к радару, которые принимает их. Временной интервал между излучением лазера и его приемом вычислительный модуль полицейского радара преобразует в расстояние до объекта измерения, после чего на основании последовательных замеров дистанций с равными промежутками времени рассчитывает скорость движения автомобиля, которую отображает на экране. Для контроля скоростного режима в нашей стране ГИБДД использует два типа лазерных радаров: « » и «Лисд ».

Радары и радар-детекторы

Нередко можно услышать, как радаром ошибочно называют противоположное по принципу действия устройство — радар-детектор , который является приемником сигналов радаров, предупреждающий водителя о необходимости соблюдать допустимую правилами дорожного движения скорость. Полицейские радары, как правило, устанавливают на аварийно-опасных участках дорог. Радар-детектор, вовремя предупреждая водителя об опасности, способствует повышению безопасности водителя, его пассажиров, других участников дорожного движения и пешеходов, а не только помогает избежать штрафа за превышение скорости. Обзору популярных в России полицейских радаров и посвящена настоящая статья.

Особенностью полицейского радара «Бинар» является наличие у него двух видеокамер, первая из которых служит для широкого обзора ситуации на дороге, а вторая осуществляет съемку крупным планом автомобиля нарушителя, с хорошо различимым номерным знаком. Именно необходимость получить на фото отчетливо читаемый номер ограничивает дистанцию съемки до 200 метров. «Бинар» может работать как стационарно, так и в патрульном автомобиле во время движения. Наличие двух видеозаписей упрощает контроль ситуации и повышает достоверность выявления нарушений скоростного режима. Радар «Бинар» имеет независимую карту памяти SD, отличается малым весом, его батарея может заряжаться от бортовой сети автомобиля, а сам радар имеет возможность синхронизации с компьютером. Управление — посредством сенсорного экрана или дистанционно при помощи пульта.

Радар «Искра-1» — эффективный и надежный измеритель скорости, который работает в диапазоне K и вот уже более 15 лет успешно применяется для контроля скоростного режима на дорогах России и стран содружества. «Искра-1» использует в работе удвоенную частоту K-диапазона, что заметно повышает надежность замеров скорости при неблагоприятных погодных условиях. Одной из особенностей радара «Искра-1» является моноимпульсный метод измерения скорости движения. Такой режим обеспечивает высокое быстродействие радара: скорость движения автомобиля он вычисляет всего за 0,2 секунды. Радар «Искра-1» очень редко определяется радар-детекторами зарубежного производства, не адаптированных надлежащим образом под российские условия: они воспринимают короткоимпульсный сигнал радара как помеху и не реагируют на него.

На службе дорожной полиции имеются две модификации «Искры»: «Искра-1В» — радар, предназначенный для работы в стационарном режиме, осуществляющий замеры преимущественно в одном направлении, и «Искра-1Д» — первый радар российского производства, который может работать во всех направлениях, находясь в патрульной машине во время ее движения. В течение всего лишь одной секунды «Искра-1Д» успевает произвести пятикратный замер скорости движения патрульного автомобиля и скорости цели, исключить вероятные погрешности, обработать данные измерений и вывести результаты на экран, последовательно отображая скорость цели, скорость патрульного автомобиля и время с начала измерения.

Радар «Радис» зарекомендовал себя как точный и быстрый измеритель скорости с возможностью выбора из потока самого ближнего или самого быстрого транспортного средства. Он способен измерять как во встречном, так и в попутном направлениях, оборудован двумя экранами с подсветкой, управление осуществляется посредством экранного меню. Радар «Радис» заряжается от бортовой электросети автомобиля и весит всего 450 г. Установка радара «Радис» допускается в салоне патрульного автомобиля, на капот или крышу при помощи магнитной подставки. Управлять радаром можно удаленно при помощи пульта.

Радар «Визир» предназначен для автоматической фиксации нарушений. Он вносит в снимок результаты измерений скорости, а также дату и время съемки, помогая инспектору в разрешении спорных ситуаций. Радар «Визир» производит измерения во всех направлениях, может работать как стационарно, так и в режиме патрулирования, в движущемся автомобиле. Радар оснащен встроенным экраном, имеет простое меню и отличается удобным управлением. В нем есть функция автоматического замера скорости и записи нарушений, прибор может подключаться к внешнему монитору или к компьютеру для передачи данных.

Лазерный радар «Амата» очень точно производит замеры скорости и расстояния до транспортных средств, фиксируя нарушителей ПДД на фото или видео. В основе прибора «Амата» — лазерный измеритель скорости, позволяющий точно и достоверно выделить из транспортного потока нужный автомобиль. Лидар «Амата» оснащен визирной меткой, предназначенной для доказательства измерения скорости конкретного автомобиля: на дисплее измерителя или на фотоснимке визирная метка совпадает с направлением излучения лазера.

Аппаратно-программный комплекс «Арена» создан для осуществления автоматического контроля скоростного режима на определенном участке дороги. Время на подготовку радарного комплекса к работе — 10 минут. Радарный комплекс «Арена» устанавливается в 3—5 метрах от края проезжей части на треноге. Автомобили, превысившие скорость, фотографируются с четко видимыми номерными знаками, после чего данные о нарушителе сохраняются в памяти прибора и передаются на пост ГИБДД. Питание радарного комплекса «Арена» осуществляется от аккумулятора, расположенного в специальном блоке.

Радарный комплекс «Стрелка»

Радарный комплекс «Стрелка» измеряет скорость всех транспортных средств, попавших в зону его действия (до 4-х полос в пределах 500 м от места установки), даже в плотном потоке движения. Фотофиксация нарушения производится «Стрелкой» в радиусе от 350 до 50 м, что позволяет выделить автомобили с четко различимыми номерными знаками, превысившие установленный скоростной режим. Вся полученная о нарушении информация автоматически поступает в ситуационный центр, на основании которой выписывается квитанция на оплату штрафа.

В арсенале дорожной полиции имеются следующие модификации радарного комплекса «Стрелка»: «Стрелка-01-СТ» — стационарное устройство, устанавливающееся над проезжей частью и передающее информацию в центр управления по оптоволоконной линии. «Стрелка-01-СТР» — стационарное устройство, устанавливающееся над проезжей частью и передающее информацию в центр управления по радиосвязи. «Стрелка-01-СТМ» — мобильный вариант прибора с возможностью размещения на патрульной машине.

Фоторадарный комплекс «Крис» фиксирует в автоматическом режиме нарушителей правил дорожного движения, распознает номерные знаки транспортных средств, проверяет их по региональным или федеральным базам данных и передает информацию на удаленный пост ГИБДД. Радар «Крис» имеет встроенную инфракрасную камеру, которая позволяет осуществлять съемку в темное время суток. Фоторадарный комплекс «Крис» монтируется на треноге неподалеку от края проезжей части и проводит замеры скорости только тех транспортных средств, которые находятся в кадре.

Выводы

Завершая наш небольшой обзор используемых на дорогах России полицейских радаров и радарных комплексов, хотелось бы отметить, что все перечисленные выше измерители скорости заблаговременно определяются радар-детекторами, разработанными специально для использования в России и странах содружества — это радар-детекторы «Stinger », «Crunch », «Star » и «Sound Quest ». В отличие от адаптированных брендов, таких как «Whistler», «Cobra» и «Sho-me», они уверенно определяют полицейские радары на расстоянии от 1 до 5 км, успешно отсеивая помехи радиоэфира, в то время как радар может произвести замер скорости не дальше двух-трех сотен метров, а для фотофиксации необходима еще меньшая дистанция до автомобиля. Именно поэтому радар-детекторы, как правило, окупают себя за пару недель активного повседневного использования. Но главное — управлять автомобилем, имея в распоряжении такое устройство, становится гораздо безопаснее — вовремя снизить скорость означает уменьшить риск аварии. Удачи вам на дорогах.

Вопрос:
Объясните, пожалуйста, должны ли сотрудники ГИБДД ставить предупреждающие знаки, когда помещают передвижные камеры фиксации скорости в кустах, пытаются скрыть их от глаз водителей за припаркованными машинами и так далее? Ведь главная задача таких устройств - сокращение числа аварий, а не обогащение за счёт автомобилистов. Или я не прав?

Ответ:
На сегодняшний день это один из самых острых и частых вопросов которые задают нам автовладельцы, попробуем все разобрать досконально.
Начнем с того что все множество радаров используемых в ГИБДД их можно разделить на два типа:

  1. Первый тип это стационарные радары камеры , которые крепятся на жесткую опору над проезжей частью, расположение которых не меняется (к таким камерам относятся Арена, Крис, Рапира-1, Стралка) данные с таких камер как правило стекается в центр обработки административных правонарушений при ГИБДД или на ближайший стационарный пост ДПС, также перед такими камерами как правило устанавливается табличка 8.23 “Фотовидеофиксация”
  2. Второй тип камер — это так называемые мобильные камеры , которые выдаются инспекторам при заступление на дежурство и могут легко перемещаться с одного места на другое, данные камеры используют с использованием треноги или из патрульного автомобиля (ИСКРА-1, СОКОЛ-М, БИНАР, РАДИУС, БЕРКУТ, ВИЗИР и т.д) данные с этих камер поступают на рабочий компьютер инспектора который находится где то неподалеку, также данная информация может дублироваться и в центр обработки административных правонарушений. При использовании подобных радаров табличка не требуется.

Автовладельцам кто собирается обжаловать постановление ГИБДД по видеофиксации следует помнить, что отсутствие таблички 8.23 «Фотовидеофиксация» на месте выявления административного правонарушения не является обстоятельством, освобождающим от административной ответственности!

А теперь разберем все подробно.
Отношения между водителями транспортных средств и инспекторами ГИБДД издавна складывались несколько необычным образом, напоминающим сценарий остросюжетного фильма с погонями и слежками. При этом доблестные работники инспекции проявляют чудеса изобретательности, мастерски маскируясь в придорожных кустах ради того, чтобы поймать с поличным водителей-нарушителей ПДД, а водители все более виртуозно срывают охоту представителям правопорядка.

С каждым днем арсенал инспекторов ГИБДД пополняется более совершенными техническими средствами нового поколения - приборами для измерения скорости, именуемыми в народе радарами. Однако прогресс не стоит на месте и для водителей. Производители услужливо предлагают водителям, не желающим быть уличенными в нарушениях ПДД, в частности в превышении допустимой скорости детекторы, предупреждающие человека, находящегося за рулем о том, что его транспортным средством заинтересовались камеры и радары инспекторов ГИБДД. Устройства способны улавливать излучаемые полицейскими измерителями скорости волны, своевременно оповещая водителя о близкой опасности в виде поста патрульной службы. Таким образом, у водителя есть время принять соответствующие меры и благополучно преодолеть полосу препятствия в виде «засады» инспекторов патрульной службы.

Чтобы правильно выбрать радар-детектор (антирадар) необходимо, по крайней мере, иметь хотя бы поверхностное представление о том, какие модели радаров используют инспекторы ГИБДД сегодня. Предлагаем вам ознакомиться с описанием приборов, которыми сегодня вооружаются работникиГИБДД, отправляясь на «тихую охоту».

Детекторы, используемые российскими патрулями, образуют весьма обширный перечень.
Наиболее распространенным в России прибором является радар ИСКРА-1 и его более совершенные модификации, как то: ИСКРА-ВИДЕО 2МР, ИСКРА-ВИДЕО 2МД, ИСКРА-1D. Не менее популярны портативные компактные БИНАРы, а также устройства БЕРКУТ, РАДИС и ВИЗИР. Технически устаревшие СОКОЛ-М иПКС еще не сняты с вооружения, в руках Московских инспекторов вы их навряд ли увидеть сможете, в то время как в глубинке работники ГИБДД их все еще используют. В настоящее время также достаточно широко распространены аппараты РАПИРА-1 и устройства лазерного типа ЛИСД-2 и АМАТА. Однако больше всего подпортить нервы правонарушителям могут такие устройства, как: СТРЕЛКА, КРИС, АРЕНА.

Новинки 2012-2015 годов

Против устройств для определения скорости движущегося транспорта, разработанных в 2012-2015 гг противоядие было изобретено достаточно быстро. Однако, справедливости ради, следует отметить, что детекторы косвенно стараются склонить чашу весов в сторону служб дорожной безопасности.

ПАРКОН - новый комплекс, осуществляющий видео- и фото- фиксацию нарушений. Новинка представляет собой оригинальный тандем рабочей станции и видеорегистратора. Прибор использует принципиально новую технологию автоматического контроля регистрации нарушений ПДД.

В 2012 году модельный ряд детекторов, используемых сотрудниками патрульно-постовой службы, пополнился прибором-камерой БУТОН. Это устройство обладает способностью выявлять пары этилового спирта дистанционно, методом сканирования салона автомобиля. Также расширился перечень лазерных радаров, ввиду появления прибора ЛИСД-2Ф, обладающего способностью точнейшим образом определять скорость движущегося транспортного средства и фиксировать объективом фотокамеры факты нарушения скоростного режима и общих правил ПДД.

Наибольшие проблемы любителям нарушать правила ПДД принесло появление в арсенале инспекторовГИБДД комплекса СТРЕЛКА. Устройство было создано на основе радарной установки военной авиации. Базовый принцип работы этого прибора даже сегодня кардинально отличается от принципа работы аппаратов подобного типа, сошедших с конвейеров отечественных и зарубежных предприятий.

2012 год также не ознаменовался для участников дорожного движения чем-то хорошим. В этом году была завершена сертификация комплекса КОРДОН. Для тех кто не знает: этот комплекс у разработчиков из Северной столицы России и поныне активно закупают для нужд полиции в США.

Классификация радаров российского ГИБДД

Абсолютно все радары, используемые сотрудниками ГИБДД России можно разделить на два вида:

Мобильные;
. стационарные.

Устройства мобильного типа с легкостью перемещаются и устанавливаются в непосредственной близости от дорожного полотна. Приборы этого семейства можно использовать с использованием треноги или просто с рук. Ярчайшими представителями данного вида являются следующие приборы: БЕРКУТ, БИНАР, ВИЗИР, СОКОЛ-М, РАДИС и пр.

Стационарные устройства фиксируются в определенном месте, их дислокация не меняется. Принцип их работы просто: передвижной комплекс передает информацию сотрудникам мобильного или стационарного поста посредством использования радиоканала.

Диапазоны и частоты работы радаров

Диапазоны радаров, используемых работниками ГИБДД, определяют общепринятые международные соглашения. НА данный момент на территории РФ сертификацию прошли три диапазона: X (10,525 ГГц); K (25,150 ГГц); L (700-1000 ГГц). При этом частота радаров, используемых российскими инспекторами, должна находиться в их пределах.

Диапазоны Ka и Ku на данный момент не сертифицированы, однако, радары с такими частотами в России сегодня не используются. Да и детекторы, применяемые автомобилистами, настроены на диапазоны радаров ГИБДД, применяемых отечественными инспекторами.

Стационарный комплекс Стрелка СТ 01 - лучший детектор ГИБДД

Устройство по праву занимает лидирующие позиции. До недавних дней радар этого типа применялся только в отрасли военной авиации для незаметного скоростного перехвата военных целей.

Сегодня этот прибор, равно как и ряд его собратьев, таких как: ПАРКОН, БУТОН и КОРДОН из отрасли военной авиации плавно перешли на службу милицейского патруля и сотрудников ГИБДД. Секрет продуктивной работы Стрелки заключается в наличии опции видеофиксации. Камера примбора способна отследить и зафиксировать нарушения в радиусе 1 км.

Стационарный автоматизированный прибор может отслеживать не только одиночный автомобиль нарушителя, а целый транспортный поток, одновременно обрабатывая информацию по определенному участку дорожного полотна. Устройство может контролировать одновременно пять полос движения, включая полосу общественного транспорта. К ноябрю 2012 года данное устройство смогли научиться распознавать ряд антирадаров.

Принцип действия устройства:

Видеорадар импульсного типа излучает импульсы, которые распространяются по всей площади дорожного полотна.
. Отражаемый от транспортных средств, находящихся на расстоянии 1 км сигнал поступает в блок преобразования. В блоке преобразования автоматически формируются данные о дальности и скорости автомобиля.
. Цифровая телевизионная камера передает сигнал программе распознавания образов. Далее происходит вычисление координат движущегося транспортного средства с последующим построением траектории движения и определением параметров приблизительной скорости.
. Сведения, собранные анализатором и радаром передаются программе взаимной корреляции. Программа анализирует данные и автоматически идентифицирует транспортные средства, которые превышают дозволенную скорость при их приближении на расстояние 50 метров до места проведения съемок.

Важно! Комплекс ККДДАС Стрелка 01 СТ дает возможность инспектору анализировать ситуацию на дороге при различных климатических условиях. Устройство, заключенное в антивандальный корпус корректно работает в температурном диапазоне от -40 до +60 °C.

Стрелка 01 СТ - недостатки и преимущества

Сотрудники ДПС и ГИБДД называют данное устройство одним из наиболее эффективных. Причина проста: камера-детектор прибора характеризуется отменными показателями работы:

Распознавание нарушения ПДД транспортными единицами на большом расстоянии - до 1 км;
. видеофиксация движения транспортных средств со скоростью 12 кадров/сек;
. способность определения показателя скорости движения с точностью до 2 км/ч при минимальной дальности - 50 метров;
. способность распознавать широкий диапазон скоростей движения транспорта (от 5 до 180 км/ч);
. автоматическое выделение объектов, которые двигаются с нарушением скоростного режима;
. автоматическая выдача команд на распознавание и обнаружение номера автомобиля-нарушителя.

Наряду с массой достоинств, устройство имеет весьма существенный недостаток - высокая стоимость.

Передвижной и стационарный радар-детектор АРЕНА

Преимущества радара АРЕНА в сравнение с прочими устройствами неоспоримы. Прибор может использоваться в стационарном и передвижном режимах. Устройство применяется для измерения скорости передвижения всех участников дорожного движения.

Об отличных качественных показателях этого устройства может свидетельствовать тот факт, что оно активно используется не только на территории РФ, но и в странах ближнего зарубежья.

Характерным преимуществом прибора является простота эксплуатации. Чтобы установить и привести прибор в рабочее состояние нужно потратить не более 10 минут. Входящая в комплект устройства удобная тренога способна обеспечить высокие показатели устойчивости прибора.

АРЕНА способна воспроизводить фотосъемку, фиксируя действия объекта- нарушителя ПДДмаксимально оперативно. Батарея устройства гарантирует 8 часов непрерывной корректной работы, при этом отменное качество фотографий, полученных с использованием устройства дает возможность инспекторам ГИБДД с точностью до 90% распознавать регистрационный знак транспортного средства-нарушителя.

В комплект фоторадара входит жесткий диск. Емкости его памяти достаточно, для того, чтобы запечатлеть несколько тысяч изображений. При этом устройство фиксирует точное время и дату нарушения, равно как и скорость движения автомобиля-нарушителя. Устройство обеспечивает контроль одновременно за тремя полосами движения. Если вы точно знаете, что на вашем пути стоит инспектор, вооруженный комплексом АРЕНА, не рискуйте понапрасну своими правами и деньгами.

Способы защиты от радара АРЕНА

Сигнал радара АРЕНА можно распознать при помощи антирадара, предназначенного для улавливания определенных частот, излучаемых фоторадарами. Антирадар устанавливается внутри транспортного средства. Устройство улавливает излучение детектора и своевременно предупреждает водителя о приближении опасности, побуждая снизить скорость движения.

Антирадар, ориентированный на улавливание частот радара АРЕНА дополнительно может иметь следующие функции:

GPS-навигатор;
. видеорегистратор.

В зависимости от скорости движения у водителя, чье транспортное средство оснащено антирадаромбудет всегда в запасе несколько секунд, чтобы снизить скорость, избежав тем самым наказания за быструю езду.

Важно: радар АРЕНА, в отличие от прочих устройств аналогичного типа может замерять скорость транспортного средства не только в момент, когда оно к нему приближается, но и во время его удаления.

Радар АРЕНА: передвижной и стационарный - в чем разница?

Передвижной и стационарный прибор работает по одному принципу. Разница между этими двумя типами заключается в уровне мобильности. Передвижной комплекс устанавливается на обочине дороги. Чтобы привести устройство к действию инспектору понадобится пара минут. Достаточно часто передвижная АРЕНА используется на самых «хлебных» для инспекторов ГИБДД участках трасс.

Стационарная АРЕНА устанавливается на придорожных конструкциях и столбах. Невооруженным глазом водителю весьма затруднительно заметить радар. Устройство стационарного типа работает исправно, поскольку для обеспечения функционирования используется постоянный источник питания.

Спасти от бдительного соглядатая, избавив водителя от необходимости платить штраф за нарушениеПДД, фиксируемое АРЕНОЙ может только антирадар.

АРЕНА - технические характеристики:

Диапазон измерения скорости варьируется в пределах от 20 до 250 км/ч;
. допустимая погрешность - 2 км/ч;
. размер кадра - не более 200 Kb;
. объем флеш-карты - 1 Gb (не менее 5000 файлов);
. наличие функции автораспознавания ГРЗ в радиусе трех полос дороги;
. дистанция работы радиоканала - не менее 1,5 км;
. встроенная опция выбраковки кадров;
. защита данных цифровой подписью;
. совместимость сформированных данных с программными комплексами;
. время бесперебойной работы устройства при полной зарядке аккумулятора - 8 часов.

Фоторадарный комплекс КРИС-П

Еще один вид устройства, которое может навести ужас на любителей быстрой езды. Прибор используется для фиксации нарушений ПДД участниками дорожного движения.

Стационарная и передвижная версия устройства отлично справляется с функциями распознавания номеров транспортных средств и их автоматическим прогоном по базам данных с последующей передачей информации постам ДПС.

Радар КРИС-П - принцип работы

Устройство устанавливается с использованием треноги на обочине дороги таким образом, чтобы объектив камеры охватывал одновременно все полосы шоссе. Камера устройства фиксирует нарушения и вместе с информацией о нарушителе передает сведения в центральный пункт приема. Как правило, в качестве центрального пункта приема информации выступает мобильный пункт ДПС. Передача данных может осуществляться посредством GSM и сотовой связи, а также с использованием стандартной телефонной линии.

Информация, собранная устройством передается на компьютер. Также этим радаром можно управлять при помощи компьютера, - устанавливать порог скорости, получать выборочные данные о нарушителе и пр. Характерной особенностью устройства является опция селекции цели в зависимости от направления движения.

КРИС-П - технические характеристики:

Диапазон измеряемых скоростей варьируется в пределах от 20 до 250 км/ч;
. максимальная дальность измерения - 150 м;
. дальность визуального определения ГРЗ - 50 лк (в зоне контроля до 100 м), 50 лк с инфракрасной подсветкой (в зоне контроля до 50 м);
. допустимая погрешность измерения скорости - 1 км/ч;
. объем флеш-накопителя - 2Gb (около 9000 кадров);
. время работы прибора при условии полной зарядки батареи - 8 часов;
. прибор способен корректно работать даже в неблагоприятных погодных условиях, в диапазоне температур от -30 до +50 °C.

Как защититься от КРИС-П?

Как свидетельствуют отзывы водителей, вовремя запеленговать радар КРИС-П до того момента, как он еще не зафиксировал нарушение отлично помогают следующие модели антирадаров: Star 2015; Saver425.

Впрочем, следует отметить, что даже если вас поймал объектив фоторадара КРИС-П в момент совершения нарушения ПДД, обжаловать «письмо счастья» от ГАИ в судебной инстанции достаточно несложно. В данном случае аргументом, который разобьет «в пух и прах» обвинение, основанное на одной улике (кадре, зафиксированном фоторадаром КРИС-П) является то, что в техническом паспорте прибора нет сведений о полной автоматичности работы, следовательно, доказательство вины может быть сфальсифицировано.

Радары и камеры ГИБДД

В этом кратком обзоре мы постараемся перечислить все основные используемые в России и стоящие на вооружении ГИБДД измерители скорости и средства видеофиксации нарушении правил дорожного движения, а также приведем некоторые технические характеристики и функциональные возможности этих приборов.

Вступление

Москва, пятница, вечер. Бесконечные и многокилометровые пробки не выпускают тысячи водителей и их пассажиров из мегаполиса. И вот, когда уже все диски с музыкой в автомагнитоле прослушаны, тело неприятно изнывает от многочасового восседания за баранкой, а в голове теплится лишь одна мысль - поскорее добрать до своей любимой дачи и наконец-то отдохнуть от этого дурдома - мы вырываемся на свободную трассу. Казалось бы, все позади и ничто более не способно омрачить эти считанные километры до пункта назначения, где ждет вкусный ужин, отдых и еще раз отдых! Правая нога инстинктивно прижимает педаль газа к полу, заставляя автомобиль двигаться все быстрее и быстрее. И вот уже знак "60" промчался мимо нас куда-то в сторону Москвы... и тут... "Здравствуйте! Инспектор такой-то! Вы превысили скоростной режим..."

Знакомая ситуация, наверное каждому водителю! Нам демонстрируют радар, на котором заветные цифры нашего рекорда скорости, предлагают пройти в машину ГИБДД для оформления протокола. Наш вкусный ужин вынужден подождать еще какое-то время, пока инспектор выписывает все необходимые для взыскания административного штрафа документы.

И все как всегда - тратим нервы, собственное время и, конечно же, деньги.

Чтобы избежать штрафов и не попадать в такие неприятные ситуации существует два пути. Первый, это соблюдать правила дорожного движения и не превышать установленный скоростной режим. Второй способ - купить радар-детектор и вспоминать об инспекторах ГИБДД, лишь когда ваш прибор подаст сигнал тревоги.

Все конечно хорошо, но ведь только недавно сосед по гаражу ругался, что купил себе радар-детектор, потратил кучу денег, а на штраф все-равно нарвался! Так что же тогда делать? Покупать или нет? Если покупать, то как выбрать радар-детектор? Постараемся дать определенный ответ на этот вопрос, рассмотрев для начала самые популярные радары ГИБДД, а уже потом, в следующем обзоре, автомобильные "антирадары".

Для начала вооружимся информацией.

Радары ГИБДД

В настоящее время на вооружении инспекторов ГИБДД состоит внушительное количество разных измерителей скорости (радаров). Каждый прибор имеет свои особенности и свой принцип работы. Кроме того, некоторые модели стоят относительно недорого, поэтому наиболее распространены и их можно часто встретить на дорогах России. Другие же модели стоят в разы дороже своих собратьев, поэтому встречаются очень редко, зато, как говориться, стреляют метко.

Различают также мобильные измерители скорости, которые устанавливаются на милицейском автомобиле, на обочине или предназначаются для работы "с руки", и стационарные - местоположение которых не меняется. Последние, как правило, представляют собой измерительные комплексы, закрепленные над дорожным полотном на специальной штанге и передающие информацию о нарушителях ПДД на сервер ГИБДД или стационарный пост, где она и обрабатывается, в ручную или автоматически.

Измеритель скорости "Искра-1"

Диапазон излучения 24.15 ГГц (К-диапазон)
- Время измерения скорости 0,3 - 1 сек
- Диапазон измеряемых скоростей от 30 до 210 км/ч
- Высокая точность определения скорости (погрешность 2 км/ч)
- Работа в ручном режиме или с движущегося патрульного автомобиля
- Импульсный режим работы (излучает электромагнитные волны лишь доли секунды)
- Работа в дождь или снегопад

- Две ячейки памяти для работы с двумя нарушителями одновременно, хранящие значения скорости и времени с момента измерения в течение 10 минут
- Эффективная дальность не менее 700-800 метров

Радар "Беркут"



- Определение цели самая быстрая/самая ближняя
- Импульсный режим работы (технология "Стелс")
- Работа "с руки" или с движущегося патрульного автомобиля
- Разделение направлений движения
- Эффективная дальность не менее 400 метров
- С 01.07.2009 не выпускается

Мобильный радар "Радис"


- Может работать в комплексе с видеофиксатором "КАДР-1"
- Эффективная дальность не менее 300, 500 и 800 метров (три режима работы)
- Диапазон измеряемых скоростей от 10 до 300 км/ч
- Время хранения данных в памяти 10 мин
- Скорость измерения не более 0,3 сек
- Определение самой быстрой цели (при разнице в скорости между объектами более 3 км/ч)

Мобильный видеофиксатор "Бинар"

БИНАР - это ручной измеритель скорости с видеофиксацией, предназначенный для контроля скорости движения транспортных средств и видеофиксации нарушений ПДД. Исключительной особенностью прибора является наличие двух видеокамер, обеспечивающих одновременную запись дорожной ситуации: общим планом (для широкого обзора дороги и анализа ситуации) и крупным планом (для получения изображения нарушителя с визуально различимым номером на большом расстоянии). Наличие двух одновременно сделанных видеозаписей (в сочетании с измерением скорости) значительно упрощают анализ дорожной обстановки и повышают достоверность выявления нарушителя.

Рабочая частота 24.15 ГГц (К-диапазон)
- Диапазон измеряемых скоростей от 20 до 300 км/ч
- Максимальная дальность измерения скорости до 300 м и более
- Дальность визуального распознавания номерного знака до 150 м
- Одновременная запись с двух камер (крупным и общим планом)
- Определение самой быстрой цели в потоке

Передвижной фоторадарный комплекс "Крис"

Фоторадарный передвижной комплекс "КРИС" П является оперативно-техническим средством автоматического контроля скоростного режима и предназначен для фото- и видеофиксации нарушений ПДД. Имеется возможность передачи данных и кадров на мобильный пост по радиоканалу и/или на сервер центрального поста с помощью флеш-накопителя. Фоторадарный датчик оборудован программно-аппаратными средствами для автоматического распознавания государственных регистрационных знаков ТС и проверки их по различным федеральным и региональным базам.

Рабочая частота 24.15 ГГц (К-диапазон)
- Диапазон измеряемых скоростей от 20 до 250 км/ч
- Максимальная дальность измерения скорости до 150 м
- Дальность визуального распознавания номерного знака 50-100 м (в зависимости от освещенности)
- Фотофиксация нарушений правил дорожного движения
- Передача данных на стационарные или мобильные посты
- Распознавание государственных регистрационных знаков и проверки их по федеральным и региональным базам данных

Передвижной комплекс "Арена"

Рабочая частота 24,15 Ггц (К-диапазон)
- Устанавливается на треноге на обочине, в 3-5 метрах от контролируемой проезжей части
- Ширина зоны контроля не более 10 м, длина не более 8 м
- Диапазон измерения скорости от 20 до 250 км/ч
- Питание от аккумулятора
- Автоматическая фотосъемка всех превысивших заданный порог скорости объектов
- Данные о нарушениях накапливаются в памяти прибора или передаются по радиоканалу на мобильный поста ДПС на расстояние до 1,5 км по ходу движения автотранспорта
- Возможность скрытной установки (в кустах, в багажнике автомобиля, между разделителями и т.д.)
- Возможность ночной работы в комплексе с ИК-прожектором

Видеозаписывающий измеритель скорости "Визир 2М"

Рабочая частота 24,15 Ггц
- Диапазон измеряемых скоростей от 20 до 250 км/ч
- Максимальная дальность измерения скорости 400 метров
- 10-кратное оптическое увеличение, запись в формате HD (1920x1080 пикселей)
- Модуль определения координат GPS с функцией наложения на съемку
- Визуальное определение номера с расстояния 150 метров
- Работа со встречным или попутным потоком автомобилей

Радар "Сокол"

Рабочая частота 10,525 Ггц (Х-диапазон)
- Контроль встречного или попутного потока
- Дальность действия 200-350 метров
- Диапазон измеряемых скоростей от 20 до 250 км/ч
- Время измерения 0,4 сек (технология "Стелс")
- Не выпускается с 01.01.2008

Стационарный Пост Контроля Скорости "ПКС-4"

Рабочая частота 24,15 Ггц (К-диапазон)
- Диапазон измеряемых скоростей от 40 до 220 км/ч
- Контроль только одной полосы движения
- Обнаружение одиночной цели или самой быстрой
- Передача информации о нарушителе на стационарные посты ДПС

Лазерный измеритель скорости "ЛИСД-2Ф"

Лазерный скоростемер ЛИСД-2Ф предназначен для измерения скорости движения транспортных средств (ТС) и фотофиксации факта нарушения ТС правил дорожного движения и скоростного режима. Конструктивно прибор ЛИСД-2Ф выполнен в виде моноблока, который может быть установлен на штатив рядом с патрульным автомобилем.

Тип излучения - узконаправленный лазер
- Диапазон измеряемых скоростей от 0 до 250 км/ч
- Разборчивость номерного знака на экране прибора - от 50 до 200 метров
- Время измерения 0,45 сек
- Максимальная дальность действия 999 метров
- Дальность действия до автомобиля типа "Жигули" 300 метров
- Скорость фотосъемки 6 кадров за 8 секунд
- Покадровая съемка нарушения ПДД с наложение скорости, времени и т.д.

Подведем черту

Взглянув на характеристики радаров (измерителей скорости) применяемых ДПС в России делаем небольшую выжимку:

1. Измерители скорости работают на частоте 24,15 Ггц, 10,525 Ггц и частотах лазера (910 нм), а соответственно они излучают электромагнитные волны определенных диапазонов. Приведем таблицу соответствия частотных диапазонов и частоты:

2. Различают два режима излучения измерителей скорости: постоянный и импульсный.

Постоянный режим - прибор непрерывно работает и излучает электромагнитные волны, что быть легко определено радар-детектором (К-диапазон, X-диапазон).

Импульсный режим (технология "Стелс") подразумевает работу прибора, когда измерение скорости цели происходит путем посыла сверхкороткого по времени импульса излучения (Ultra-X или Ultra-K диапазоны).

3. Большинство измерителей скорости предусматривают возможность работы в составе системы видео или фотофиксации нарушений ПДД, что предоставляет сотрудникам ГИБДД неоспоримые доказательства в суде.
В ночное время для получения качественной фотографии (или видеозаписи) нарушителя может использоваться дополнительный инфракрасный прожектор.

4. Радары-измерители скорости допускают возможность работы как "с руки" (когда инспектор держит прибор в руке) или при стационарной установке в патрульном автомобиле, причем допускается производить измерения скорости наблюдаемого объекта с движущегося патрульного автомобиля.

5. Большинство измерителей скорости могут производить измерения скорости автомобилей движущихся как в попутном направлении, так и в противоположным (радар направлен в сторону уезжающего автомобиля).

6. Каждый конкретный прибор имеет свою эффективную дальность - определенное расстояние, свыше которого измерить достоверную скорость автомобиля не представляется возможным. Погодные условия, такие как туман, дождь или снег, могут существенно сокращать это расстояние. В среднем по радарам, это расстояние составляет порядка 200-300 метров.

Измерение скорости: радары или видео?

Компания «Технологии Распознавания» имеет значительный опыт создания и внедрения аппаратно-программных комплексов, применяемых службами ГИБДД для контроля дорожного движения, в том числе и для контроля скорости движения транспортных средств (далее — ТС). Многочисленные системы, в составе которых используются различные радары, уже эксплуатируются в разных регионах нашей страны и за рубежом.

По мере накопления собственного опыта эксплуатации комплексов на стационарных рубежах ДПС становилось ясно — применение радаров связано с рядом существенных недостатков, которых хотелось бы избежать.

Одновременно с этим формировалась идея измерять скорость ТС по видеоизображению. Сама эта идея не нова, однако существовавшие на то время методы и устройства на их основе были весьма примитивны и имели слишком высокую погрешность.

Сотрудники компании провели изыскательские работы по исследованию и усовершенствованию метода измерения скорости ТС по видеоизображению. Инженерам удалось классифицировать и исследовать все факторы, влияющие на точность измерения скорости по видео, и в итоге создать точную методику и измерительный комплекс на ее основе. В ноябре 2010 г. были завершены работы по сертификации СИ (средств измерения) в Госстандарте РФ и получено метрологическое свидетельство на средство измерения скорости ТС по видеокадрам «Автоураган»-ВС».

Важным звеном для обеспечения безопасности на дорогах являются комплексы видеофиксации нарушений ПДД. Особо значимые участки автодорог оборудованы автоматическими стационарными комплексами, которые в круглосуточном режиме осуществляют контроль над дорожной обстановкой. Один из видов контроля — это измерение скорости проезжающих ТС в целях выявления нарушителей скоростного режима. Для измерения скорости ТС в составе комплексов видеофиксации, как правило, используется радиолокационный доплеровский измеритель скорости — радар.

Радар имеет следующий принцип действия: в процессе работы он излучает радиосигнал в сторону движущихся ТС, тот отражается от автомобилей и возвращается обратно. По изменению отраженного сигнала вычисляется скорость движения транспортного средства, и вычисляется довольно точно, но...

Чем же так плох радар?

1. У сигнала, испускаемого радаром, есть такое понятие, как «диаграмма направленности». На этой диаграмме есть так называемые «боковые лепестки», которые могут захватывать отраженный сигнал от автомобилей, едущих сбоку от зоны контроля радара. В результате под луч радара может «попасть» более одного ТС. При этом радар является «слепым» прибором, т.е. сам он не может определить, сколько ТС попало под его лучи и скорость какого конкретно из этих ТС была измерена. В такой ситуации ошибка присвоения значения скорости может происходить, даже если соседнего автомобиля не видно на видеокадре.

Например: в кадре отображается грузовик-мусоровоз с измеренной скоростью 200 км/ч, которая ему «досталась» от «Мерседеса», проезжающего по соседней полосе и невидимого в кадре. Измеренная скорость явно не соответствует транспортному средству. Чем шире диаграмма направленности, тем больше вероятность таких артефактов измерения.

Описанная ситуация косвенно подтверждает факт неправильной работы комплекса с радаром, серьезно дискредитирующий данный метод. Таким образом, показания радара, сколь бы точными они ни были, можно считать достоверными только тогда, когда производится измерение скорости одиночных ТС — на трассах с разреженным движением.

Если же луч радара узкий (допустим, 2.5 м и менее), вероятность присвоения «чужой скорости» заметно уменьшается. Но возникает другая проблема. Видеокамера «видит» более широкую часть трассы. Тогда при плотном потоке движения в кадр видеокамеры может попасть более одного автомобиля. В этом случае, даже если радар произвел точные измерения скорости «по центру» зоны видимости, не существует убедительных доказательств, что измерена скорость именно данного ТС, а не другого, попавшего в кадр пусть даже частично. Такие кадры при выписке постановлений о выявленных нарушениях оператор вынужден отбраковывать, сколь бы явным ни казалось нарушение скоростного режима движения. Кроме того, при узком луче достаточно большое количество автомобилей просто объедут зону измерения — им достаточно всего лишь не соблюдать рядность.

Таким образом, при плотном потоке движения на городских трассах установка радара с узкой диаграммой направленности ведет к значительному числу пропусков регистрации скорости и/или отбраковки измеренных значений из-за неоднозначности доказательной базы. Опять же эффективность метода наблюдается лишь при измерении скорости одиночных ТС.

Принципиально радар может работать «под углом», с горизонтальным отклонением от вектора движения, но в этом случае еще более растет вероятность вышеизложенных артефактных измерений. Отсюда обязательная регламентация положения — радар должен располагаться строго над центром полосы движения. Но эта регламентация предопределяет сложную строительную конструкцию. Работа радара с консольного кронштейна в принципе возможна, но чтобы «дотянуться» до середины даже второй полосы нужны максимально длинные консоли. И при этом не следует забывать, что комплекс — это не только сам радар, но и видеокамера в термокожухе, осветитель, блоки питания — суммарный вес, тем более моноблока, большой, и он сосредоточен на краю консоли. Поэтому даже для двухполосных трасс желательны арки, фермы над трассами — а это достаточно дорогостоящее решение по сравнению с консольными кронштейнами.

2. Различные атмосферные явления, такие как сильный дождь, снег или грозовые разряды, могут непредсказуемо влиять на результат измерений радаром даже одиночных целей.

v Радар имеет ограничение измерения минимальной скорости — 20 км/ч. Меньшую скорость радар не измеряет в принципе. Это кажется не важным для выявления нарушений скоростного режима движения, но существуют задачи определения скорости именно при медленном движении — на ж/д переездах, в заторных ситуациях на трассах и т.п. В таких случаях радар для всех ТС будет выдавать значение 0.

3. Есть еще «социальный» недостаток у радаров. «Благодаря» своему принципу действия — непрерывному излучению — радар может быть обнаружен специальным устройством (радар-детектором или антирадаром), которым пользуются многие водители. А если они информированы, то снижают скорость на небольшом участке дороги, контролируемом радаром, а затем снова разгоняются. Такой прием сильно снижает эффективность применения радаров для выявления «гонщиков».

Чем же отличаются измерители скорости по видео от радарных методов?

1. Измерение скорости транспортных средств в плотном потоке. Если радары не предназначены для измерения скорости ТС в плотном потоке — они просто «путаются в показаниях», то для комплекса «АвтоУраган»-ВС это не является проблемой. Он измеряет скорость, основываясь на распознанном регистрационном (далее — рег.) знаке, т.е. ему в принципе не важно, сколько ТС находится в зоне контроля одновременно — скорость для каждого из них определяется НЕЗАВИСИМО.

2. В отличие от радарных систем в комплексе «АвтоУраган»-ВС полностью исключена возможность присвоения транспортному средству «чужой» скорости — если на фотоизображении ТС в протоколе рег. знак визуально читаемый, то, значит, измерение производилось по его изображению и выявленное значение скорости безусловно принадлежит данному ТС.

3. Распознавание может производиться под достаточно большим горизонтальным углом к вектору движения — до 30о. И этот угол никак не влияет ни на качество распознавания, ни, соответственно, на измерение скорости по видеоизображению. Если рег. знак конкретного автомобиля отчетливо виден в кадре, то проезжающие по соседней полосе другие автомобили никак не влияют на результат измерения скорости. Измеряющая видеокамера может располагаться сбоку от трассы и позволяет «видеть» зону контроля через полосу. Слева или справа — не имеет значения. А это значит, что можно не устанавливать сложные конструкции. Любой короткий консольный кронштейн решает дело.

Например, для контроля двух полос движения можно использовать уже установленную опору освещения, к которой на высоте 6 или более метров с помощью консольного кронштейна с минимальным вылетом, достигающим края первой полосы, будет крепиться лишь измеряющая видеокамера. Такое крепление позволяет минимизировать возможность перекрывания большегрузным, «высоким» транспортом более удаленной полосы. На краю кронштейна можно установить камеру, контролирующую вторую, дальнюю полосу, а камеру для ближней полосы можно разместить вообще около опоры (без выноса). Такая конструкция упрощает и удешевляет установку многократно. Аналогично решается установка камер и для трех полос. В этом случае консоль будет незначительно длинее. То же и для дорог с двусторонним движением, по две-три полосы в каждом направлении. Одно направление — с существующей опоры слева, второе — с существующей опоры справа. Камеры лишь слегка будут сдвинуты относительно друг друга, но рубеж будет полноценный. И арки во всю ширину дороги не нужны.

4. Дождь и снег не оказывают искажающего воздействия на результат измерения — если рег. знак ТС виден в кадре и визуально различим, то он будет распознан и скорость автомобиля будет определена точно.

5. При измерении скорости по видеоизображению нет понятия «минимальная скорость измерения». Измеряется средняя скорость ТС в зоне контроля, и чем медленнее он едет, тем точнее измеряется скорость. Для «АвтоУрагана»-ВС диапазон начинается от 1 км/ч только потому, что меньшего целого значения скорости не бывает (комплекс распознает рег. знаки и неподвижных автомобилей, но раз нет движения, некорректно говорить: «нулевая скорость»).

Значение «максимальной скорости» для «АвтоУрагана»-ВС на сегодняшний день ограничено уровнем развития оптической техники. Если увеличить вдвое глубину зоны контроля при сохранении текущей чувствительности матрицы камеры и резкости изображения по всему кадру, то предел измеряемой скорости теоретически также удвоится. В данное время прибор позволяет с требуемой точностью измерять скорость, не превышающую 255 км/ч.

6. «Автоураган»-ВС в процессе работы выглядит как обычная камера наблюдения и не излучает никаких сигналов, которые могут быть обнаружены «антирадарами» или подобными устройствами.

7. Важное преимущество «АвтоУраган»-ВС — это отсутствие радара как еще одного прибора. Нет дополнительного источника поломок, старения, дополнительных контактов и проводов.

А есть ли недостатки у метода измерения по видеокадрам?

Недостатки есть у любого метода. Есть они и в данном случае. Всего их три.

Первый — прибор не производит измерения скорости по видеоизображению, если рег. знак ТС отсутствует, не распознан или распознан недостаточно надежно с точки зрения системы. Но ведь для автомобилей, рег. знак которых на кадрах не виден (или виден, но нечитаем), невозможно автоматически формировать постановление о нарушении скоростного режима движения! Оно будет судебно оспорено. Поэтому, учитывая высокое качество распознавания номеров системой «АвтоУраган»-ВС, которое обеспечивает распознавание практически всех визуально читаемых номеров, данный недостаток сходит на нет.

Второй недостаток — измерение скорости может осуществляться не по любым типам рег. знаков, а только по тем, которые описаны в программном обеспечении комплекса (те типы рег. знаков, размеры которых известны). На сегодняшний день количество поддерживаемых типов рег. знаков достаточно велико — это не только все знаки РФ, включая двустрочные и устаревшие знаки СССР, но и знаки практически всех стран СНГ, Евросоюза, многих стран Латинской Америки, США и даже Индии и Австралии. Поэтому данный нюанс является недостатком только при использовании в тех странах, рег. знаки которых пока не поддерживаются.

Ну и, наконец, основной недостаток — более высокая величина погрешности, по сравнению с радарами. В заявленных характеристиках указывается «±5%». Это несколько выше, чем соответствующий показатель у «радарного» комплекса. Однако радиолокационному методу измерения скорости уже много лет. За годы эксплуатации приборы совершенствовались и повышали свои точностные характеристики. Новым же методам и приборам на их основе не принято изначально присваивать высокую точность. Через год-два эксплуатации на практике реальные характеристики будут улучшены, что происходит, в общем, со всеми приборами. Но на сегодняшний день приходится мириться именно с декларированной точностью.

Принцип действия метода

Метод измерения скорости ТС по видеоизображению основан на классическом, косвенном измерении скорости. Поскольку эталона скорости, с которым можно было бы сравнить результат измерения, не существует и прямое измерение произвести нельзя, то производится косвенное измерение. Видеокамера отображает некоторый, заранее измеренный участок дороги. Когда транспортное средство пересекает данный участок дороги в поле зрения видеокамеры, производится распознавание рег. знака, а затем измерение пройденного пути и времени, за которое ТС прошло этот путь. Разработанный метод учитывает все возможные влияния на результат измерения и позволяет снизить погрешность измерения до метрологически приемлемого значения. 3 февраля 2011 г. Федеральный институт промышленной собственности вынес решение о выдаче патента на изобретение по данному методу.

Значение скорости движения ТС вычисляется как отношение пути, пройденного некоторой его фиксированной точкой в зоне контроля видеокамеры, ко времени, за которое этот путь был пройден. В системе «Автоураган»-ВС за такую опорную точку взят центр пластины номерного знака.

Измерение времени производится по времени следования видеокадров.

Аналоговая CCTV-видеокамера стандарта PAL (по ГОСТ 7845-92) формирует полные видеокадры каждые 40 миллисекунд.

Действительный период следования видеокадров имеет весьма незначительное отклонение от 40 мс, что соответствует погрешности не более ±0,02% (т.е. пренебрежимо мало). Программное обеспечение комплекса «АвтоУраган»-ВС четко фиксирует время каждого видеокадра, благодаря чему всегда можно вычислить временной интервал, за который автомобиль пересек зону контроля, от первого зафиксированного кадра до последнего.

Длина участка дороги в зоне контроля видеокамеры (для ее штатного, рекомендованного расположения) составляет около 6 метров. Двигаясь, например, со скоростью 80 км/ч, автомобиль проедет такой путь за 270 миллисекунд. Видеокамера формирует видеокадры каждые 40 миллисекунд. Это значит, что автомобиль во время проезда зоны контроля видеокамеры будет зафиксирован 6 раз (270 разделить на 40).

Измерение расстояния — это вычисление пути, которое автомобиль проехал от первого до последнего зафиксированного кадра.

Перед началом эксплуатации комплекса, после монтажа видеокамеры производится так называемая «градуировка» комплекса — измерение участка дороги, отображаемого видеокамерой (зоны контроля видеокамеры), и геометрических параметров взаимного расположения видеокамеры и ее зоны контроля. (На рисунке изображена схема градуировки: измерение высоты подвеса видеокамеры над дорогой h, расстояние от точки проекции видеокамеры на дорогу до начала зоны контроля L1 и до конца зоны контроля L2.)

Когда ТС проезжает в зоне контроля видеокамеры, программное обеспечение «АвтоУраган»-ВС распознает его рег. знак и одновременно отслеживает перемещение знака в кадре. Для каждого кадра с видимым распознанным рег. знаком ТС определяются координаты точки центра пластины. Далее, с учетом взаимного расположения видеокамеры и ее зоны контроля, координаты точки центра пластины рег. знака пересчитываются в плоскость дороги и вычисляется пройденный путь (точнее, его проекция на дорогу).

И в завершение, по запатентованной методике определяется высота подвеса пластины рег. знака на ТС по известным размерам этой пластины.

Реальная ширина номерной пластины известна из результата распознавания (Размеры российских рег. знаков заданы ГОСТ Р 50577-93.)

С учетом высоты подвеса пластины определяется точное значение пройденного пути ТС в зоне контроля видеокамеры. Разделив значение пройденного пути на время между первым и последним кадром, получим искомую среднюю скорость автомобиля в зоне контроля.

Заключение

В заключение хотелось бы сказать, что благодаря колоссальной работе, проделанной нашими специалистами, можно с уверенностью утверждать о наличии серьезного потенциала повышения точности измерения скорости этим методом. Благодаря своей простоте и прозрачности данный метод безусловно завоюет доверие и популярность у всех участников дорожного движения.

Ю.Л. Зарубин, генеральный директор ООО «Технологии Распознавания»

просмотров