Течь масла из двигателя авто: причины появления неисправности и способы её устранения. Почему течет масло из КПП и как избавиться от этой проблемы? Течет масло между двигателем и коробкой л200

Течь масла из двигателя авто: причины появления неисправности и способы её устранения. Почему течет масло из КПП и как избавиться от этой проблемы? Течет масло между двигателем и коробкой л200

В процессе эксплуатации транспортного средства водитель может заметить течь масла между двигателем и коробкой передач. Сразу отметим, подобная неисправность появляется на разных автомобилях, причем независимо от того, какой тип мотора ( , ) и КПП установлены.

Другими словами, подтекает масло в месте соединения трансмиссии и на разных авто, когда на машине стоит механическая коробка передач МКПП, роботизированная коробка передач с одним или двумя дисками сцепления РКПП, автоматическая коробка передач с гидротрансформатором АКПП, бесступенчатый вариатор и т.д.

В любом случае, если капает масло между двигателем и коробкой, тогда этой является признаком серьезной поломки. Неисправности подобного рода требуют незамедлительной диагностики и быстрого устранения.

Далее мы поговорим о том, почему может появиться подтек масла между силовым агрегатом и КПП, а также что делать водителю, если между мотором и коробкой передач видны подтеки свежей смазки, активно бежит масло или смазочный материал на деталях покрыт пылью (течь незначительная, имеет место запотевание).

Читайте в этой статье

Течет масло между коробкой и мотором: почему так происходит

Для лучшего понимания и быстрого выявления проблемы начнем с особенностей смазочных жидкостей в КПП и ДВС. Дело в том, что условия работы трансмиссии и силового агрегата значительно отличаются. По этой причине в двигатель заливается моторное масло, а в коробку передач специальное трансмиссионное. Как для мотора, так и для КПП смазочный материал может иметь .

Однако на этом сходство заканчивается. Обратите внимание, указанные жидкости сильно отличаются по своим базовым свойствам (вязкость) и пакетам химических присадок. Это обусловлено тем, что в двигателе смазка подается к нагруженным узлам и деталям под давлением, к элементам с меньшими нагрузками поступает путем разбрызгивания.

Параллельно моторное масло сильно нагревается, подвержено окислительным процессам и т.д. В большинстве коробок передач (кроме гидротрансформаторных АКПП) сопряженные детали смазываются посредством разбрызгивания смазочного материала во время вращения узлов, нагрузки на детали внутри трансмиссии намного меньше по сравнению с ДВС.

Такие особенности работы определяют и общий срок службы смазочных материалов в каждом узле (в среднем, 10 тыс. км. для моторного масла и 50-80 тыс. для трансмиссионного). Еще отметим, что для каждого узла производитель ТС определяет индивидуальные допуски по вязкости и другим параметрам смазки.

Не подходит вязкость моторного или трансмиссионного масла

Теперь вернемся к нашей основной проблеме. Вполне очевидно, что если течь между коробкой и двигателем появляется сразу после перехода с более «густого» по SAE масла на маловязкую смазку (например, была произведена замена минералки на жидкую синтетику), тогда высока вероятность банального несоответствия залитого материала рекомендуемым параметрам.

Если проще, использование маловязких смазок в КПП и ДВС может привести к появлению течей. Итак, что нам дает эта информация. Самое главное, если масло в моторе или коробке окажется неподходящим, тогда подтекание можно легко устранить путем замены смазочного материала на рекомендуемый.

Если же никаких других предпосылок для появления утечек не выявлено, тогда уместно говорить о неисправности. При этом анализ самого масла позволяет определить, откуда оно течет, из коробки или двигателя. Давайте остановимся на этом подробнее.

Возникла неисправность в ДВС или КПП: как точно определить

Если залитые в мотор и КПП жидкости соответствуют всем параметрам, тогда течь масла в месте соединения двигателя и коробки передач является результатом поломки одного из указанных агрегатов. Реже, но вполне возможно одновременное возникновение неполадок сразу в обоих узлах.

Как уже было сказано, смазка в КПП и ДВС отличается по консистенции, цвету и запаху, что позволяет сделать некоторые выводы. Для первичной диагностики это очень важно, так как можно точнее определить, какой агрегат дал течь и почему. Для этого нужно внимательно изучить потеки, цвет масла, пыль и грязь на нем.

Теперь перейдем к проверке. Сразу отметим, что точно определить причину обычно мешает ограниченный доступ. Другими словами, возможность визуального осмотра места соединения двигателя и коробки может отсутствовать. В такой ситуации самым простым способом определения, откуда течет жидкость, является .

Для этого уровень оценивается по щупу, снижение показателя укажет на проблемы с мотором. Добавим, что КПП на некоторых автомобилях также может иметь свой масляный щуп. Однако такая проверка позволяет точно определить проблемный агрегат тогда, когда масло интенсивно вытекает наружу. В этом случае обычно можно также заметить масляные пятна под передней частью автомобиля.

Если же были обнаружены только потеки на поверхностях и деталях в месте соединения трансмиссии и силового агрегата, тогда уровень смазки не всегда сильно падает. В такой ситуации помогает дополнительная оценка подтекающей жидкости.

Моторное масло имеет более светлый рыжевато-янтарный оттенок, оно текучее, его подтеки условно «впитывают» в себя пыль и грязь. Трансмиссионное масло обычно темнее, может иметь красноватый оттенок (масло ATF). Такая смазка гуще, имеет характерный едкий запах, подтеки быстро обрастают толстым слоем пыли, накапливая загрязнения на своей поверхности в виде «шубы».

Отметим, что на практике также часто используется следующий способ. Часть вытекающей жидкости нужно собрать в емкость, в которую предварительно была залита вода. Моторное масло при попадании в воду сворачивается, сохраняя форму капли, после чего опускается вниз. Трансмиссионная жидкость на дно не опускается, расплываясь по поверхности пятном.

Масло подтекает из двигателя или коробки передач: основные причины и ремонт

Появление различных течей в месте соединения коробки передач и двигателя чаще всего происходит по следующим причинам:

  • износ или выход из строя сальников (например, задний сальник коленвала);
  • возникли различные дефекты валов и уплотнителей;
  • появление и увеличение люфтов валов (первичный вал и т.д.);
  • произошло прослабленеие креплений;
  • уплотнители и прокладки потеряли свои свойства;
  • произошла амортизация сальника на первичном вале коробки;
  • коренной сальник может быть изношен;
  • во время ремонта неправильно установлен сальник или прокладка;
  • нарушена геометрия или целостность поддона;
  • масло выдавливает в результате проблем в системе вентиляции картера;
  • появилась амортизация валов в месте соединения коробки и двигателя;
  • масляный насос или гидротрансформатор в АКПП вышел из строя;

Прежде всего, нужно определить, откуда течет масло. Далее можно переходить к поиску причины и устранению неисправности.

Смазка течет из двигателя

Давайте начнем с силового агрегата. Как правило, утечка часто возникает в случае проблем с . Указанный элемент обычно выходит из строя на агрегатах с солидным пробегом.

Сальник коленвала выполнен из резины, устойчивой к воздействию масла. Однако в процессе эксплуатации деталь теряет эластичность и твердеет, а также может выдавливаться в результате износа упорных колец коленвала. В результате масло после прогрева ДВС вытекает наружу.

Еще отметим, что к проблемам с задним сальником коленвала может привести ситуация, когда машина простаивает по месяцу и более без запуска силового агрегата. Дело в том, что во время такого простоя вся смазка стекает в картер, уплотнители становятся сухими, происходит их деформация или разрушение.

Также течь из ДВС возникает по причине того, что в картере двигателя повышается давление. Рост давления обычно связан с тем, что происходит интенсивный прорыв отработавших газов из камеры сгорания через изношенные , дополнительно сказывается общий износ . Еще причиной может быть то, что система вентиляции картера не работает должным образом из-за загрязнения.

Добавим, что ситуация с повышенным давлением может возникнуть и в КПП. Если давление растет, тогда сальники, прокладки и уплотнители не справляются с нагрузкой и пропускают смазку наружу. Смазочный материал может вытекать очень активно, что повышает риски более серьезной поломки проблемного агрегата. Другими словами, если проблему своевременно не устранить, тогда может понадобиться или переборка коробки передач.

Важно понимать, что протечки масла через задний сальник могут привести к быстрому уменьшению уровня смазочной жидкости в картере. На МКПП и РКПП смазка из мотора также может попадать на , вызывая потерю тяги, пробуксовки и рывки во время езды.

Если указанные симптомы совпадают с тем, что на приборной панели , тогда необходимо срочно проверить уровень смазки в двигателе. Потеки в области стыка коробки и ДВС укажут на то, что нужно срочно заменить задний сальник коленвала.

Что касается вентиляция картера, тогда необходимо проверить маслоотражающий клапан в клапанной крышке и оценить его состояние. Если замечен темный бурый или сизый налет, тогда это признак проблем в системе вентиляции. Чтобы подтвердить диагноз, нужно открутить крышку маслозаливной горловины, после чего перекрыть отверстие листом чистого картона.

Затем двигатель можно запустить и погазовать на холостом ходу, поднимая обороты до 900-1100 об/мин. Если картон плотно прижимается к горловине, значит система вентиляции работает нормально, то есть в картере создается разрежение. Если же такого не происходит, тогда патрубки и другие элементы системы нуждаются в очистке, продувке или замене.

Масло вытекает из коробки передач

Как уже было сказано выше, обнаруженный при осмотре смазочный материал на стыке коробки и мотора может быть как моторным, так и трансмиссионным маслом. Начнем с того, что механические коробки МКПП редко текут в этой области, так как масло в них находится ниже подшипника первичного вала. Таким коробкам более свойственны утечки смазки в зоне расположения прокладки крышки поддона КПП или из сапуна.

Чаще всего вытекание масла между мотором и коробкой происходит на машинах с АКПП. Масло в таких коробках подается к сопряженным деталям не путем разбрызгивания, а под давлением, которое создает масляный насос. Другими словами, давление внутри АКПП более высокое.

Зачастую масло из коробки автомат вытекает между АКПП и двигателем по вине неисправного гидротрансформатора. Как правило, его неисправность возникает вместе с выходом из строя маслонасоса. В этой ситуации необходим дорогостоящий ремонт или полная замена автоматической коробки.

Еще отметим, что в некоторых случаях утечка смазки сопровождается вспениванием. Появление пены в трансмиссионном масле может возникнуть как в результате перелива или снижения уровня, так и после залива смазки, которая не подходит по допускам и требованиям. Также это справедливо и по отношению к моторному маслу в ДВС. Если по щупу видно, что уровень масла в моторе или КПП выше нормы, тогда нужно удалить излишки.

Что касается АКПП, запрещается доливать в такую коробку масло, которое отличается по свойствам от ранее залитого. Другими словами, нельзя . Для перехода на другие жидкости необходимо сначала или коробку передач, чтобы удалить остатки старой смазки. После этого производится полная в коробке или двигателе.

Отметим, что во многих случаях даже серьезный ремонт коробки автомат может не принести желаемых результатов, причем расходы на такую операцию будут достаточно высокими. По этой причине оптимально провести полную диагностику данного узла, после чего можно принять решение о том, что будет выгоднее, ремонтировать или заменить коробку на контрактную или новую.

Также в процессе диагностики АКПП или другого типа коробок следует учитывать, что утечки масла могут возникать по ряду причин, которые достаточно легко и быстро устраняются. Это значит, что снимать коробку сразу не обязательно.

Например, к утечке приведет даже неплотно вставленный щуп для проверки уровня масла или недостаточно затянутая сливная пробка. Еще смазка может вытекать в местах установки различных датчиков. Распространенной причиной является недостаточная затяжка указанных элементов, повреждение уплотнительных колец в месте их установки и т.д.

Если смазка вытекает через датчики , это говорит о том, что резиновый уплотнитель поврежден, пережат или имеет другие дефекты. Также разрушенным может быть и сам датчик. В этом случае устройство меняется на новое или производится только замена уплотнительного элемента (при такой возможности).

Появление сбоев в работе или шумов четко указывает как на поломки, так и на проблемы со смазочным материалом (недостаточный или высокий уровень, потеря свойств, несоответствие смазки допускам и требованиям и т.д.).

Например, если коробка гудит на нейтральной передаче, тогда выйти из строя может подшипник на ведущем валу или произошло снижение уровня трансмиссионного масла. Если проблемы связаны с муфтой синхронизатора или блокирующим элементом, тогда шум в коробке появляется при езде на определенной передаче (чаще на повышенной, 3 скорость, 4 и т.д.).

Гул от коробки может появиться и тогда, когда происходит ослабление крепления КПП. Недостаточный выжим педали сцепления или проблемы с этим узлом (особенно на авто с однодисковым «роботом» РКПП) становятся причиной хруста, рывков, толчков, затрудненного переключения. При этом детали испытывают повышенные нагрузки, после чего возникают дефекты, на стыке коробки с мотором появляется масло.

Если ситуация аварийная, то есть утечка смазки проявилась в дороге и нет возможности поставить авто на ремонт, тогда многие водители пытаются остановить протечку при помощи специальных присадок. Как правило, размягчающие герметики типа «стоп-течь» имеют в своем составе компоненты, которые позволяют вернуть упругость уплотнительным элементам.

Другими словами, удается на некоторое время восстановить герметичность между валами и сальниками. Это позволяет добраться до места ремонта ТС своим ходом. Так вот, мы настоятельно не рекомендуем использовать подобные решения как в двигателе, так и в КПП.

Прежде всего, износ деталей присадка не убирает, то есть сама поломка не только сохраняется, но и прогрессирует. Также этот способ не подходит для сильных течей. Более того, добавка оказывает серьезное влияние на смазочный материал и на сами детали внутри узла. Если иначе, добавление присадки ухудшает базовые свойства моторного или трансмиссионного масла, засоряет систему смазки двигателя и КПП.

Частым результатом становится то, что после разборки агрегата, в который ранее заливались такие добавки, обнаруживается полная неремонтопригодность или значительный износ не только изначально проблемных, но и других элементов конструкции.

По этой причине лучше правильно подобрать смазочный материал на долив и использовать его по мере необходимости, чем покупать герметики и добавки. Также автомеханики и опытные водители не рекомендуют после обнаружения течей переходить на более густую смазку, которая не рекомендована производителем ТС или не соответствует условиям эксплуатации автомобиля.

То же самое можно сказать и о специальных загустителях масел. Хотя такой подход в ряде случаев позволяет уменьшить или устранить течь, однако смазывание сопряженных нагруженных деталей также ухудшается. В результате сильно увеличивается износ деталей двигателя или КПП.

Подведем итоги

Достаточно распространенной ситуацией является то, что водитель может долго не замечать возникшей проблемы, особенно если сальники, прокладки и уплотнители не текут, а «потеют». Другими словами, уровень смазки снижается, но постепенно. Опасность состоит в том, что агрегат все равно подвержен износу, а также рано или поздно может открыться сильная течь. В этом случае коробка передач или двигатель останется без масла за считанные минуты.

По этой причине важно обращать внимание на появление шумов и стуков в двигателе и трансмиссии. Для КПП (особенно АКПП) также никак нельзя оставлять без внимания затрудненное переключение, появление рывков, толчков или задержек при включении передач. Что касается утечек масла, затягивать с ремонтом в этом случае никак не стоит.

Вытекающая смазка не только загрязняет КПП и ДВС, но и попадает на другие элементы в подкапотном пространстве, оказывая на них негативное влияние. Также всегда нужно помнить, что снижение уровня смазки в двигателе или коробке быстро приводит к износу и дальнейшим поломкам указанных агрегатов.

Смазочная жидкость - один из основных компонентов, обеспечивающих работоспособность автомобиля, поэтому за её уровнем и состоянием требуется внимательно следить. Обнаружив признаки течи масла из двигателя или КПП (коробки передач), нужно немедленно выявить и устранить причину, вызвавшую появление проблемы. Это позволит избежать серьёзных неприятностей, связанных с отказом силового агрегата непосредственно во время поездки и надолго отодвинет срок вынужденного дорогостоящего ремонта.

Признаки течи масла

Течь масла из силового агрегата автомобиля - распространённое явление, хорошо знакомое многим водителям. Возникновению этой проблемы способствует сама конструкция двигателя - в нём используется много уплотняющих элементов (прокладок или сальников), сквозь которые и протекает смазка. Признаки утечки жидкости, кроме понижения её уровня, которое можно определить с помощью щупа, проявляются в виде маслянистых капель, разводов и пятен на деталях или под днищем машины. О проблемах в системе смазки также свидетельствует появление сизого (синего) дыма из выхлопной трубы или из-под капота авто.

Фотопримеры

Двигатель покрывается чёрным масляным налётом Снизу мотора появляются капли масла Детали КПП покрываются масляными пятнами На корпусе двигателя появляются масляные разводы Нижняя часть двигателя замасливается Об утечке говорят масляные пятна под днищем авто

Откуда течёт, капает или бежит смазка

Этим вопросом задаётся каждый автолюбитель, обнаруживший масляное пятно под днищем своей машины. Первое, что приходит на ум - проблемы с прокладками или манжетами, но вот с какими именно? Дело в том, что масло может вытекать из самого двигателя или из коробки передач, где находится сальник первичного вала (МКПП) или гидромуфты (АКПП). Каким образом определяется источник утечки? Опытные мастера отличают трансмиссионное масло по запаху, ну а всем остальным посоветуем более простой способ: поместите частицу вытекшей смазки в сосуд с обычной водой - моторная пойдёт на дно в виде капли, а трансмиссионная «разбежится» по поверхности.

Внимание! Только определив, откуда именно течёт масло, можно предпринимать дальнейшие действия по решению этой проблемы.

Причины появления неисправности и способы их устранения

Незамеченная вовремя течь масла может привести к серьёзным поломкам силового агрегата. Чтобы устранить проблему и предупредить дальнейшее появление протечек, важно знать причины их возникновения. Итак, неисправность может быть вызвана:

  1. Недостаточной вентиляцией картера агрегата. Проблема характерна для сильно изношенных моторов и КПП. Вентиляционные каналы таких узлов очень загрязнены - это создаёт повышенное давление в картере и приводит к вытеснению смазки через сальники, манжеты или прокладки, масло может капать достаточно обильно.
  2. Избыточным количеством смазочной жидкости, залитой в агрегат. Увеличению давления масла в системе способствует его излишнее количество. При этом сальники и прокладки не выдерживают повышенного рабочего давления и «пробиваются» (начинают течь).
  3. Неправильным выбором смазочной жидкости. Длительный срок службы сальников и прокладок обеспечивается тем типом смазки, который рекомендован производителем автомобиля. Применение другого, даже более качественного масла приводит к разрушению уплотняющих элементов.
  4. Длительным (более месяца) простоем автомобиля. Прокладки и сальники могут выйти из строя, если двигатель не прогревается более четырёх недель - всё масло стекает в картер, а оставшиеся без смазки уплотнители высыхают и разрушаются.

Кроме этого, утечка смазочной жидкости возникает из-за дефектов :

  • поддона картера;
  • впускного коллектора;
  • масляного фильтра;
  • трамблёра;
  • датчика давления масла.

Внимание! В случае сработки индикатора недостаточного давления масла, расположенного на приборной панели, эксплуатация автомобиля запрещается.

Рассмотрим более подробно те узлы и агрегаты автомобиля, неисправность которых может вызвать появление течи масла.

Двигатель

Протечки смазочной жидкости представляют собой серьёзное испытание для любого, особенно начинающего водителя. Отметим, что самостоятельно устранить причины появления сизого дыма из глушителя довольно трудно. Не менее сложно ликвидировать вытекание масла из-за сильного износа вала или цилиндропоршневой группы двигателя - с такими проблемами лучше сразу обратиться на СТО, где опытные мастера быстро и качественно отремонтируют мотор. Сегодня поговорим только о тех дефектах, которые можно устранить своими руками.

Система вентиляции картера

Современные автомобильные двигатели оснащены «сдвоенной» вентиляцией картерных газов: первая часть системы работает при больших оборотах коленчатого вала, вторая - на холостом ходу. В состав этого оборудования входят:

  • Клапан-маслоотражатель, предотвращающий проникновение масляного пара в камеру сгорания двигателя. Если устройство забьётся нагаром, его нормальная работа будет нарушена - масло проникнет в воздушный фильтр и далее во впускной коллектор. Мотор автомобиля начнёт сильно «дымить».
  • Клапан вентиляции, регулирующий давление газов, которые поступают в коллектор. В режиме холостого хода устройство находится в открытом состоянии, плавно закрываясь с увеличением оборотов. Неправильная работа детали приводит к обеднению смеси, вызывающему перебои в двигателе.
  • Плотные резиновые трубки, отводящие избыток газов, которые поступают в картер. Эти элементы являются каналами вентиляции; забиваясь шлаками и гарью, они нарушают нормальную работу системы. Выхлопные газы создают избыточное давление, которое приводит к тому, что большинство уплотняющих прокладок, не выдерживая таких нагрузок, разрушаются и начинают пропускать паромасляную смесь.

При загрязнении каналов вентиляции 2 и 3 возможно повышение давления в системе и пробои уплотняющих прокладок

Вентиляцию картера следует проверить в первую очередь, обратив особое внимание на состояние клапана-маслоотражателя, установленного в клапанной крышке . Убедиться в работоспособности системы можно следующим образом:

  1. Снять крышку маслоналивной горловины.
  2. Закрыть горловину куском плотного картона.
  3. Запустить двигатель автомобиля.
  4. Довести число оборотов коленчатого вала до 1000 об/мин.

Внимание! Система вентиляции работает нормально, если картон плотно прижимается к горловине за счёт разрежения, которое образуется в картере двигателя. В противном случае все резиновые трубки, входящие в состав узла, следует очистить от внутреннего нагара или заменить новыми.

Если масло подтекает из-под клапанной крышки, её снимают и тщательно очищают от внутреннего нагара или отложений.

Течь масла из-под клапанной крышки устраняется посредством очищения от отложений

Кроме этого потребуется:

  1. Отмыть маслоотделительный клапан системы вентиляции картера и находящуюся в нём сетку.
  2. Заменить резиновую уплотняющую прокладку, предварительно смазав её герметиком с обеих сторон.
  3. Смазать герметиком резиновые шайбы, которые устанавливаются под болты, крепящие крышку.
  4. Установить клапанную крышку на место и затянуть крепёжные болты.

Схема протяжки болтов крепления

Внимание! Затягивая крепёжные болты, следует проявлять осторожность - чрезмерное усилие может повредить поверхность крышки или сорвать резьбу.

Обнаружив что жидкость бежит из-под масляного фильтра, деталь следует потуже затянуть. Обычно течь масла в этом месте может возникнуть только при установке бракованного устройства, поэтому правильным решением будет его полная замена.

Течь масла из-под корпуса фильтра можно устранить только его заменой

Внимание! Фильтр разборной конструкции следует менять при первых признаках неисправности - в большинстве случаев даже незначительная протечка может повлечь за собой полное разрушение корпуса детали.

Датчик давления

Протечка из-под датчика давления масла устраняется единственным способом - немедленной заменой устройства. Срочная необходимость выполнения этих действий вызвана тем, что причиной неисправности здесь является износ и нарушение целостности резиновой диафрагмы, расположенной внутри детали. Элемент может в любой момент прорваться - тогда масляный насос через датчик выгонит всю смазку из двигателя за несколько минут.

Проблема течи масла из-под датчика давления решается неотложной заменой устройства

Внимание! Большинство датчиков давления масла, выпущенных одним производителем, отличаются только конструкцией разъёма и могут взаимозаменяться.

Трамблёр

Устранение протечки, возникшей из-под крышки трамблёра, не составляет особого труда. Для этого нужно выполнить следующие действия:


Внимание! Устанавливать трамблёр нужно так, чтобы бегунок занял то же положение, что и до процедуры демонтажа.

Поддон

Из картера двигателя масло вытекает только после удара поддоном о неровности дорожного покрытия.

Протекающий поддон картера двигателя подлежит рихтовке

В случае критического повреждения деталь подлежит замене, если же поддон просто «потянулся» на крепёжных болтах, то можно его выпрямить (рихтовать). Для этого потребуется:

  1. Слить масло с двигателя.
  2. Отвернуть крепёжные болты и отсоединить деталь от картера.
  3. Тщательно очистить и промыть поддон от всевозможных отложений и грязи.
  4. Отрихтовать (выпрямить) поверхность.
  5. Нанести герметик по контуру детали и установить её на место, затянув крепёжные болты.

Внимание! Затягивать болты во время установки поддона требуется равномерно и с особой осторожностью - можно легко сорвать резьбу и обломать один или несколько элементов крепления.

Сальники

Любая модификация автомобильного двигателя оснащена двумя уплотнительными прокладками - сальниками коленчатого вала, обрамляющими механизм спереди и сзади. Выработка рабочего ресурса деталей или избыток давления картерных газов может вызвать течь масла через эти элементы. Отметим, что устранение данной неисправности осуществляется только путём замены уплотнителей.

Течь масла через сальники валов

В зависимости от конструкции мотора, передний «лобовой» сальник монтируется в крышке блока цилиндров или корпусе масляного насоса. Чтобы заменить его, потребуется:


Для устранения течи масла через задний «коренной» сальник коленчатого вала потребуется демонтировать карданный привод, отсоединить коробку передач и кожух сцепления. Обойму, в которой установлен уплотнительный элемент, снимают следующим образом:


В автомобильном двигателе есть и другие уплотнители, которые могут потечь – сальники газораспределительного вала или вала масляного насоса. Замена этих элементов выполняется таким же образом: их смазывают литолом и устанавливают пружиной внутрь.

Смазочная жидкость, применяемая для двигателя и трансмиссии, является компонентом, который обеспечивает работоспособность транспортного средства. Одна из проблем, с которой зачастую сталкивается хозяин автомобиля – течь масла между силовой установкой и коробкой передач. При этом неважно, на каком топливе работает автотранспорт. Данную неисправность следует немедленно устранить, так как это признак серьезной поломки.

Использование масел для двигателя и трансмиссии

Для двигателя и трансмиссии можно применять минеральную, синтетическую или полусинтетическую жидкость. Популярной является синтетический вариант горючего. Он обеспечивает облегчение пуска силового агрегата. При низкой температуре данное масло:

  • не густеет;
  • сохраняется оптимальную текучесть.

Трансмиссионная жидкость Mobil 1

Такими качествами обладает масло Mobil 1. Даже при -40°C оно не теряет своих свойств.

На большинстве машин моторное масло меняется при 10000 км пробега, трансмиссионная жидкость подлежит замене при 50000 или 60000 км пробега.

Таким образом, жидкости для двигателя и трансмиссии отличаются по своим рабочим свойствам. Автомобильная система нуждается в проверке, если между двигателем и КПП имеется подтеки. Приводит к подтекам добавление, например, синтетического масла к минеральному. В данном случае следует заменить залитое масло, добавить то, что было ранее.

Причины течи масла между коробкой и двигателем на автомобиле

В моторном отсеке присутствуют сальники. Основная функция сальника – предотвращение утечек и горючего на движущихся элементах силовой установки, а также коробки передач. Чтобы данный расходный элемент заменить, стоит слить горючее, снять все крепежные элементы. Вооружившись отверткой, демонтируется сальник.

Каждые 10000 км автомобиль нужно отправлять на диагностику, где работники могут проверить состояние сапуна. В случае если данный элемент засорился, возникает течь масла из КП, двигателя из-за того, что не осуществляется необходимая вентиляция. Следствием этого является возрастание давления в автомобильной системе. Это приводит к тому, что выдавливаются из штатного места сальники, в результате водитель сталкивается с такой проблемой, как течь масла.

Если подтекает масло на автоматической КПП необходимо:

  • проверить рабочую способность гидротрансформатора;
  • состояние маслонасоса.

Игнорирование данной неисправности приведет к большим затратам финансовых средств. В ряде случаев установка новой коробки обойдется дешевле, чем ремонт АКПП.

Еще одной причиной того, почему вытекло масло из коробки, является неправильно установленный щуп. Данный предмет позволяет точно определить уровень масла. В том случае, если он не будет хорошо закрывать канал, имеется риск того, что будет отмечаться течь.

Таким образом, причин того, почему течет масло из коробки передач несколько. Во-первых, это износ сальников, уплотнительных элементов. Это нередко является следствием их естественного износа. Приводит к износу сальников и применяемое низкое по качеству масло. В данном случае расходник подлежит замене. Во-вторых, ослабленные крепления, болты. Необходима их регулировка. Проверить нужно и сапун. Все это является распространенными причинами того, которые легко самостоятельно устранить. В данном случае нужно определить участок течи. Найти подтеки можно под автомобилем.

Места утечки масла и устранение неисправностей

При утечке масла из коробки передач будет отмечаться нарушение работоспособности транспортного средства. Чтобы избавиться от причин того, почему отмечается течь масла между двигателем и коробкой, автотранспорт целесообразно загнать на смотровую яму. Благодаря этому возможно точно определить место, откуда течет горючее.

Следует отметить, что обнаружение маслянистых капель под автомобилем является не только следствием того, что течет коробка, но и результатом того, что рулевая рейка имеет поломку.

Устранить причину того, почему капает масло между двигателем и коробкой возможно путем замены КПП. Ремонтопригодностью отличается механическая коробка, за ремонт автоматических коробок не каждый сервисный центр берется.

Как устранить течь масла? В целях профилактики возникновения потеков, целесообразно обеспечить герметичность смазочных комплексов. Благодаря этому система трансмиссии будет функционировать при высоком давлении. На ряде версий авто чтобы заменить сальники, следует демонтировать коробку из штатного места. Данный процесс требует аккуратности. Именно поэтому его следует доверить работникам специализированного сервиса.

Когда отмечается течь масла из КПП, параллельно может возникать скрежет. Причиной скрежета нередко являться недостаток количества залитого горючего. Чем меньше уровень залитого масла, тем выше риск того, что преждевременно выйдут из строя составляющие части скоростной коробки. В дополнении к этому, низкий уровень масла в двигателе приведет к тому, что мотор будет сильно перегреваться, это способствует преждевременной поломке ГБЦ.

Количество масла для автомобильной системы должно соответствовать установленным заводом производителем машины нормам. При избыточном количестве жидкости оно выдавливается через уплотнительные элементы. Заменить уплотняющие элементы КПП целесообразно, если они не могут выдержать напор масла.

Течь масла из коробки передач является следствием того, что водитель придерживался агрессивного стиля вождения. Если течет масло между двигателем и коробкой, то не следует откладывать данную неполадку. Ранее устранение проблемы способствует минимизированию риска появления серьезных проблем с автомобилем.

Таким образом, одной из распространенных поломок на транспортном средстве является утечка масла между скоростной коробкой переключения передач и силовым агрегатом. Своевременный уход за машиной позволит предупредить возникновение течи из КПП. Для каждой версии авто следует использовать соответствующее по качеству масло. Дефектные расходные материалы, которые являются причиной появлению течи, подлежат замене.

Как правило, о том, что течет масло из коробки передач, водитель узнает, обнаружив на земле под своим авто характерные потеки жидкости. Естественно, течь масла (ATF) является признаком поломки, поэтому для того, чтобы узнать, почему течет масло из коробки передач, необходимо с особым внимание подойти к выяснению причины.

[ Скрыть ]

Почему течет масло из КПП?

Обнаружив первые признаки утечки масла из КПП, либо между двигателем и коробкой, следует оперативно выяснить дефектное место. Масляную лужу можно увидеть под капотом своего авто либо же под днищем, но для этого удобнее будет загнать машину на эстакаду. В любом случае, если жидкость капает, от этого изъяна нужно избавляться.

Иногда водителю, особенно если тот находится за рулем недавно, очень сложно определить то самое дефектное место. В основном, это из-за того, что процесс поиска утечки жидкости из коробки или между двигателем с коробкой может усложнить ряд обстоятельств, а также ограниченный доступ к большинству слабых мест коробки. Исходя из практики можно предположить, по каким причинам протекает или капает жидкость:

  • непригодность сальников;
  • износ валов, которые, так или иначе, связаны с уплотнительными элементами;
  • нестандартный люфт первичного вала АКПП;
  • необходимость замены герметизирующего слоя;
  • ослабление болтов, соединяющих элементы коробки;
  • непригодность уплотнителя.

Долив жидкости в АКПП

Если вы заметили, что уплотнители на вашей АКПП действительно старые, но сухие, то лучше заменить их сразу, чтобы они не стали следующей причиной протечки. Если проблема течи заключается в сальниках, то их также следует заменить.

Чтобы заменить сальники приводных валов колес нужно действовать по этапам:

  1. Сначала нужно слить все масло из коробки.
  2. Затем необходимо промыть коробку керосином или дизельным топливом, чтобы остатки старой жидкости не остались на стенках.
  3. Открутить гайку подшипника ступицы, и несколько болтов, крепящих шаровую опору.
  4. Снять полуось.
  5. Демонтировать сальник, используя шило или отвертку.

Почему течет масло между КПП и двигателем?

Если течет или капает масло между мотором и коробкой, нужно как можно быстрей найти дефект, чтобы его ликвидировать. Если дефект произошел от того, что сальник коленвала или первичного вала КПП вышел из строя, то можно считать, что вам повезло — тогда ремонт обойдется по минимуму.

Однако, все может быть гораздо хуже, поскольку если ATF капает или течет между двигателем и коробкой, это свидетельствует о поломке гидротрансформатора — тогда владельцу авто придется раскошелиться на ремонт. Стоит отметить, что подобные проблемы чаще встречаются в машинах японского или европейского производства, гораздо реже — в автомобилях, собранных за океаном.

Протечка масла из КПП

Внимание! Несвоевременное решение проблемы с протечкой масла между коробкой и двигателем может привести к полному выходу из строя вашей КПП.

По каким причинам пенится масло в КПП?

Даже при правильной работе всех компонентов автомобиля ATF может пениться. Этот дефект не принесет больших проблем автовладельцу, но любой водитель для того, чтобы устранить неисправность, должен знать, почему это происходит. Зачастую трансмиссионная жидкость пенится в АКПП по нескольким причинам, обусловленным неправильным уровнем ATF или несоответствием производителей масла.

  • Что касается уровня жидкости — повышенный или пониженный уровень (по сравнению с отметкой на щупе) является самой распространенной причиной того, что жидкость пенится. Если вы залили слишком много ATF, желательно сразу же слить лишнее. Особенно это касается владельцев немецких автомобилей — Audi, Mercedes, BMW, Volkswagen — эти автомобили наиболее чувствительны к проблемам с маслом в АКПП. Пониженный уровень, как правило, обусловлен протечкой, которая может быть связана с непригодностью прокладки — ее замена поможет решить проблему.
  • Что касается производителей масла. Категорически не рекомендуется доливать в коробку своей машины масло нового производителя, если в ней осталось старое. В противном случае вспенившееся масло в КПП вам обеспечено. Если же вы решили перейти на жидкость другого производителя, то перед заменой масла коробку нужно промыть от остатков старой трансмиссионной жидкости.

Слив жидкости из АКПП

Почему слышен шум в КПП?

Как показывает практика, шум, доносящийся из коробки передач, может появляться при движении авто как на нейтральной передаче, так и на скорости, и в обоих случаях шум может быть разным. Так или иначе, шум в КПП говорит о неисправностях работы коробки.

  • Если во время движения на нейтральной скорости начинает шуметь коробка, то это связано либо с неисправностью подшипника ведущего вала, либо с низким уровнем ATF в КПП.
  • Если же шум появляется на определенной передаче (как правило, начиная с третьей) то это свидетельствует о выходе из строя блокирующего компонента либо муфты синхронизатора.
  • Также шум может появиться при ослаблении резьбы крепления вашей КПП.
  • Не стоит забывать и об уровне ATF — его недостаток в некоторых случаях также провоцирует сторонний шум.

Коробка переключения передач

Важно! неполное выжимание педали сцепления также приводит к появлению шума или скрежета в коробке.

Что лучше для устранения шума: присадка или масло?

Некоторые водители, услышав шум в коробке передач, едут не к специалисту на станцию, а в авто-магазин для покупки специальных присадок.

Нужно понимать, что добавление присадок в ATF (будь то двигатель или КПП) на самом деле поможет на время устранить шум, но также присадка может и негативно повлиять на состоянии вашей коробки или двигателя в целом. Если залито качественное ATF, то присадка в нем однозначно есть. Более того, ее уровень правильно сбалансирован, а добавление нового компонента в коробку может нарушить этот баланс. Если, добавив присадку, трансмиссионная жидкость потеряет некоторые свои свойства — это только полбеды. Гораздо хуже, если из-за присадки засорится система смазки мотора или коробки передач.

Лучше не экспериментировать, а заливать в коробку исключительно то ATF, которое советует производитель, и воздержаться от использования присадок.

Видео «Ремонт коробки передач Renault Symbol»

В этом видео вы узнаете, как произвести ремонт коробки передач в автомобиле Renault Symbol.

Сталкивались с такой проблемой? Есть, что сказать по этому поводу? Поделитесь своими знаниями с другими людьми!

Течь масла между двигателем и коробкой может сигнализировать о наступлении серьезной неисправности. Такое явление неприемлемо для обеспечения нормальной работоспособности агрегатов, и каждый водитель стремится поскорее избавиться от подобной проблемы. Однако не всегда удается быстро и легко обнаружить причины неисправности.

Технические особенности смазочных систем двигателя и КПП

Особенности конструкции мотора и коробки передач, условия их работы определили применение специфических смазочных материалов для каждого из этих агрегатов. По техническим причинам нельзя в двигатель и КПП заливать одинаковое масло. Для каждого узла предусмотрено использование различных по химическому составу жидкостей.

Трущиеся детали двигателей внутреннего сгорания смазываются благодаря принудительной системе подачи масла к нужным местам. В коробках передач механически соприкасающиеся детали обволакиваются трансмиссионной жидкостью. Происходит это посредством саморазбрызгивания масла вращающимися деталями.

Применяемые для двигателя и коробки жидкости отличаются химическим составом, уровнем вязкости, употребляемыми присадками, другими техническими характеристиками. Установлены и различные сроки по замене веществ в этих агрегатах. Моторное масло меняется по средним показателям каждые 10 000–15 000 км. Трансмиссионная жидкость коробки передач сохраняет необходимую работоспособность намного дольше: ее меняют через 60 000–90 000 км. Некоторые изготовители указывают, что замена масла в коробке передач не предусмотрена до конца срока эксплуатации этого узла.

Следует учитывать еще один важный технологический момент. Определяется он тем, какие масла используются. Это может быть минералка, полусинтетика, синтетика. Срок службы и сохранение вяжущей эластичности таких масел не одинаковы. Иначе говоря, каждое из них бежит по-своему.

Поэтому вполне предсказуемы ситуации, когда при употреблении минералки течь масла между двигателем и коробкой отсутствовала, а после перехода на другой вид масла – появлялась. Практикующие ремонтники и опытные автолюбители склонны объяснять такие случаи разной вязкостью масел. Полусинтетические и синтетические жидкости имеют лучшую текучесть по сопоставлению с минералкой.

Из-за чего появляется течь

Практика показывает, что течь масла в месте соединения мотора и коробки передач становится следствием неисправности одного из этих агрегатов. Редко, но все же бывают случаи, когда каналы протечки появляются одновременно в обоих узлах. Наглядным признаком того, что смазочная жидкость бежит наружу, являются масляные пятна под передней частью днища машины.

Первой подсказкой к определению, откуда течет масло, считают проверку уровня смазочного вещества в картере двигателя. Если по щупу заметно резкое падение уровня масла в двигателе, то можно предположить, что причина протечки кроется в неисправностях двигателя. На количество потерянного смазочного вещества укажет величина масляного пятна.

Следующей становится попытка по определению качества вытекающей жидкости. Моторное и трансмиссионное масло отличаются запахом и консистенцией. Состав (степень тягучести) и источаемый аромат подскажут, какую жидкость – моторную или трансмиссионную – теряет автомобиль. Существует простой способ определения. Нужно поместить частичку вытекшей смазки в емкость, наполненную водой. Моторное масло, свернувшись в каплю, опустится на дно. А частичка трансмиссионной жидкости расплывется по поверхности.

Точному установлению причин утечки смазки мешает ограничение доступа для осмотра мест между двигателем и коробкой передач. Тогда можно воспользоваться результатами эксплуатационной практики и советами опытных водителей. Среди причин, которые приводят к протеканию масла между мотором и КПП, выделяют:


Если признаки определены точно, можно детально анализировать возможные причины протечек. Тогда намного легче устранить дефекты или причины неисправностей. Рискованно предпринимать какие-либо действия по устранению протечки масла, не определив, откуда оно течет.

Нарушение нормальной работы двигателя

Часто причиной вытекания масла служит нарушение герметичности заднего сальника на коленчатом вале двигателя. Особенно такие риски увеличиваются в автомобилях с большим пробегом. Сальник может выдавливаться из-за изношенных упорных полуколец коленчатого вала. Загрубевшие кромки из маслостойкой резины не смогут остановить разогретое масло. Оно обязательно прорвется наружу.

Появление течи становится результатом скопления увеличенного количества газов в картере двигателя. Такая ситуация очень вероятна по причинам износа цилиндропоршневой группы и загрязнения системы отвода газов. Вентиляционные каналы изношенных двигателей и коробок передач предельно загрязнены. В картере повышается давление, и манжеты, прокладки или сальники не выдерживают рвущейся наружу смазки. Протечки дают о себе знать обильным капанием масла и могут обернуться капитальным ремонтом двигателя или промывкой системы по отводу картерных газов.

Вентиляция картера проверяется через состояние маслоотражающего клапана. Он установлен в клапанной крышке. Сизый или темно-бурый налет на клапане сигнализирует о проблемах с вентиляцией картера. Для окончательной проверки работоспособности системы проделывают такую операцию:

  • снимают крышку маслоналивной горловины;
  • закрывают горловину плотным картоном;
  • заводят мотор;
  • доводят обороты коленвала до показателя 1000 об./мин.


Работа вентиляционной системы считается нормальной, если картон плотно притягивается к горловине в силу образующегося в картере разрежения. В противоположном случае соединительные резиновые трубки очищают от внутреннего нагара. Если это не помогает, то трубки подлежат замене.

Протечки масла через задний сальник, находящийся на коленчатом вале мотора, способствуют не только заметному уменьшению уровня жидкости в поддоне. Потеря смазки через этот канал приводит часто к тому, что она попадает на детали сцепления. Это вызывает его пробуксовку и препятствует дальнейшему нормальному движению автомобиля.

Длительный простой автомобиля (свыше 4 недель) оборачивается утечкой смазки. Когда мотор не запускается больше месяца, масло опускается в картер. Уплотнители остаются без смазки, пересыхают и разрушаются или деформируются.

О недостаточном давлении масла в двигателе подскажет соответствующий индикатор, расположенный на панели приборов. При таком тревожном сигнале эксплуатацию автомобиля необходимо приостановить.

Масляные протечки, вызванные проблемами в работе КПП

Утечка смазочной жидкости случается не только из-под деталей двигателя, но и из КПП. В автомобилях, оснащенных механическими коробками передач, трансмиссионная жидкость крайне редко бежит наружу. В таких КПП уровень смазочного вещества находится ниже, чем подшипник первичного вала.

Намного чаще трансмиссионная жидкость сочится из автоматических коробок передач. В таких агрегатах смазочное вещество подается на трущиеся детали принудительным способом. Для этого используется масляный насос. В итоге повышается внутреннее давление в смазочной системе автоматической коробки.

Главным виновником в возникновении проблемы по утечке масла из АКПП становится гидротрансформатор. Во многих ситуациях он выходит из рабочего состояния одновременно с насосом. Вынужденная замена перечисленных деталей влечет ощутимые финансовые расходы. Более того, ремонт иногда оказывается малоэффективным. Тогда проще приобрести новую автоматическую коробку, чем чинить старую.

Устранение утечки масла из двигателя и коробки передач

Некоторые причины, приводящие к потере трансмиссионной жидкости из коробки передач, устраняются без демонтажа этого узла. Легкому исправлению поддаются:

Протечка через датчик давления масла потребует немедленной замены устройства. Внутри детали расположена резиновая диафрагма. Ее износ или нарушение целостности становятся причинами неисправности. Диафрагма может прорваться. Тогда через датчик смазка двигателя выгоняется наружу в течение нескольких минут.

Некоторые признаки, связанные с утечкой трансмиссионной жидкости, указывают на необходимость снятия коробки передач. Такая операция может понадобиться при:

Когда устранение указанных причин не привело к остановке протекания смазочной жидкости, нужно готовиться к серьезным ремонтным работам. Они могут оказаться дорогостоящими. Поэтому рекомендуется составить хотя бы приблизительную калькуляцию. Такая процедура поможет определить, какой из вариантов более приемлем: серьезный ремонт коробки или ее полная замена.

Пенится трансмиссионная жидкость в коробке передач

При нормальной работоспособности двигателя и коробки передач наблюдаются случаи, когда пенится смазочное вещество. Такой дефект не создает прямых и ощутимых проблем. Но пенящаяся трансмиссионная жидкость порождает в автовладельцах чувства дискомфорта и тревоги.

Масло в коробке передач пенится по 2 основным причинам:

  • неправильный уровень трансмиссионной жидкости;
  • технологические несоответствия производственных характеристик масла.

Пониженный либо повышенный уровень смазочной жидкости в КПП – наиболее распространенная причина того, что вещество пенится. Если по отметкам на щупе обнаруживается перелив жидкости, то нужно немедленно удалить ее излишнее количество. Немецкие автомобили марок Audi, BMW, Mercedes, Volkswagen наиболее уязвимы в проблемах избыточного масла в АКПП.

Пониженный уровень трансмиссионной жидкости обуславливается, как правило, протечкой из-за непригодности прокладки. Со временем эта деталь теряет эластичность и не перекрывает весь защитный периметр. В каком-то месте образовывается течь. Проблему устраняют путем замены прокладки.

Категорически запрещается доливать в АКПП новое масло, которое не одинаково со старым по производителю. Когда смешиваются смазочные материалы от разных производителей, то образование вспенившегося масла гарантировано. При переходе на использование жидкости другой фирмы нужно АКПП тщательно промыть от остатков старого вещества. А потом поменять полностью масло в автомат-коробке.

Устраняют ли масла и присадки шумы в коробке передач

Практика доказывает, что шумы в работе коробки передач проявляются по ходу движения автомобиля, как на скорости, так и на нейтральной передаче. При этом характер шумов будет принципиально отличаться. Но в любом случае наличие шума свидетельствует о неисправностях коробки передач, которые могут приводить к появлению протечки смазочного вещества.

Гул в КПП в процессе движения на нейтральной передаче связан с повреждением подшипника ведущего вала или пониженным уровнем трансмиссионной жидкости. О выходе из строя муфты синхронизатора или блокирующего компонента говорит появляющийся шум во время движения на определенной передаче. Зачастую это бывает на 3-й скорости и выше. Посторонний шум вызывается ослабленным креплением коробки передач. Неполное нажатие педали сцепления тоже провоцирует появление шумов или скрежета в КПП. Эти неполадки приводят к тому, что между мотором и коробкой передач бежит смазочная жидкость.

На непродолжительное время предотвратить течь масла и устранить шум помогают добавленные присадки, в состав которых входят специальные вещества для восстановления упругости уплотнителей. Это обеспечивает реставрацию плотных контактов между сальниками и валами. Течь масла при незначительном протекании на какое-то время может прекратиться. Однако износ деталей не консервируется, и серьезная поломка не устраняется.

Присадки могут производить негативное действие на агрегаты автомобиля. Качественные масла изначально содержат присадки в сбалансированных пропорциях. Добавление новых компонентов нарушает установленные соотношения. Трансмиссионная жидкость лишится некоторых функциональных свойств. Но это еще полбеды. Добавление присадки приводит к засорению систем смазки двигателя либо коробки передач. Поэтому лучше отказаться от сомнительных экспериментов и пользоваться исключительно трансмиссионной жидкостью, которая рекомендуется изготовителем автомобиля. А от использования присадок придется воздержаться во избежание тяжелых технических последствий.

Опытные мастера и автовладельцы не советуют использовать загустители масел. Эти вещества способны прекратить течь. Но одновременно ухудшается смазывание механических узлов и увеличивается износ деталей двигателя или коробки передач. В крайних случаях допускают употребление размягчающего герметика.

Устранение протечки масла не стоит откладывать. Падение уровня смазочной жидкости в двигателе или коробке передач приводит к серьезным поломкам этих агрегатов. Вышедшая наружу смазка загрязняет другие функционально важные детали и узлы.

просмотров