Новые требования к водителям в году. Новые законы для автомобилистов

Новые требования к водителям в году. Новые законы для автомобилистов

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет об изменениях, которые внесены в текст начиная с 4 апреля 2017 года. Начиная с этой даты в правила добавлены новые пункты, которые ввели дополнительные ограничения для водителей со стажем вождения менее 2-х лет.

Кроме того, изменения коснулись максимальной скорости движения мотоциклов, а также правил использования опознавательных знаков (начинающий водитель, автопоезд, глухой водитель и т.д.). Рассмотрим нововведения подробнее.

Максимальная скорость движения мотоциклов на автомагистралях

Рассмотрим пункт 10.3 правил дорожного движения:

10.3.

  • легковым автомобилям и грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т на автомагистралях - со скоростью не более 110 км/ч, на остальных дорогах - не более 90 км/ч;
  • междугородним и маломестным автобусам и мотоциклам на всех дорогах - не более 90 км/ч;

10.3. Вне населенных пунктов разрешается движение:

  • мотоциклам , легковым автомобилям и грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т на автомагистралях - со скоростью не более 110 км/ч, на остальных дорогах - не более 90 км/ч;
  • междугородним и маломестным автобусам на всех дорогах - не более 90 км/ч;

Таким образом, начиная с 4 апреля 2017 года мотоциклисты могут ездить по со скоростью 110 км/ч. Ранее ограничение составляло 90 км/ч.

Ограничения на буксировку для начинающих водителей

Рассмотрим новый пункт 20.2 1 ПДД:

20.2 1 . При буксировке управление буксирующими транспортными средствами должно осуществляться водителями, имеющими право на управление транспортными средствами в течение 2 и более лет.

Разберем новый пункт по частям:

  • Данный пункт относится только к буксировке механических транспортных средств. Т.е. буксировку прицепов может выполнять любой водитель и это не будет нарушением.
  • Ограничения распространяются только на водителя буксирующего транспортного средства, т.е. тянущего автомобиля (едущего впереди). Управлять вторым автомобилем может водитель с любым стажем.
  • Водитель буксирующего транспортного средства должен иметь право на управление транспортными средствами любой в течение 2-х и более лет.

Например, если водитель в 16 лет получил удостоверение категории М, а в 18 лет получил права категории B, то поскольку его стаж составляет более 2-х лет, он сразу же может выполнять буксировку.

В данном случае ограничение распространяется именно на начинающих водителей, т.е. имеющих водительское удостоверение любой категории менее 2-х лет. Обратите внимание, ниже будут рассмотрены ограничения для мотоциклистов, которые распространяются не только на начинающих водителей, хотя формулировка пункта правил похожа.

Штраф за нарушение правил буксировки предусмотрен статьей 12.21 КоАП и составляет 500 рублей (или предупреждение):

1. Нарушение правил перевозки грузов, а равно правил буксировки -

Водитель второго автомобиля буксировать первую машину не может, т.к. это запрещено новым пунктом 20.2 1 правил. Штраф за нарушение составит 500 рублей.

Еще один возможный вариант - поменяться автомобилями. Однако поскольку водители не вписаны в страховку ОСАГО, составит 500 рублей (для каждого из водителей).

Как лучше поступить в этом случае? На самом деле все довольно просто. Нужно попросить сотрудников ГИБДД, которые готовятся выписать штраф, помочь вытащить автомобиль из грязи.

Ограничения на перевозку людей на мотоциклах и мопедах

Рассмотрим обновленный пункт 22.2 1 ПДД:

22.2 1 . Перевозка людей на мотоцикле должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории "А" или подкатегории "A1" в течение 2 и более лет, перевозка людей на мопеде должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами любой категории или подкатегории в течение 2 и более лет.

Данный пункт состоит из двух частей, для мотоциклов и для мопедов. Рассмотрим их по отдельности.

Ограничения для водителей мопедов

Здесь все довольно просто. Чтобы перевозить людей на мопеде, водитель должен иметь водительское удостоверение любой категории в течение 2-х лет или дольше. Т.е. начинающий водитель не имеет права перевозить людей на мопеде.

Напомню, что для управления мопедами в настоящее время подходит водительское удостоверение, в котором открыта любая категория и .

Ограничения для мотоциклистов

Ограничения для мотоциклистов носят чуть более сложную форму. Чтобы перевозить людей на мотоцикле, нужно иметь водительское удостоверение категории A или подкатегории А1 в течение 2-х лет. Обратите внимание, это ограничение распространяется не только на начинающих водителей.

Например, водитель имеет стаж вождения автомобилей категорий B, C, D 40 лет и после выхода на пенсию хочет пересесть на мотоцикл. Он получает водительское удостоверение категории А и покупает мотоцикл с люлькой, на котором вместе с женой планирует ездить на дачу.

Такого водителя начинающим с точки зрения ПДД назвать нельзя, поскольку стаж вождения превышает 2 года. Однако водитель не может перевозить пассажиров в течение 2-х лет.

В данном случае водителю остается только поставить мотоцикл в гараж, а удостоверение положить на полку, чтобы вернуться к идее через 2 года. Естественно, за это время водитель не станет более опытным. Скорее наоборот, он частично потеряет навыки, полученные в автошколе.

Штраф за нарушение правил перевозки пассажиров предусмотрен частью 1 и составляет 500 рублей :

1. Нарушение правил перевозки людей, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Особенности установки знака "Начинающий водитель"

Небольшие изменения внесены также в описание знака "Начинающий водитель":

"Начинающий водитель" - в виде квадрата желтого цвета (сторона 150 мм) с изображением восклицательного знака черного цвета высотой 110 мм - сзади механических транспортных средств (за исключением тракторов, самоходных машин и мотоциклов), управляемых водителями, имеющими право на управление указанными транспортными средствами менее 2 лет.

"Начинающий водитель" - в виде квадрата желтого цвета (сторона 150 мм) с изображением восклицательного знака черного цвета высотой 110 мм - сзади механических транспортных средств (за исключением тракторов, самоходных машин, мотоциклов и мопедов ), управляемых водителями, имеющими право на управление указанными транспортными средствами менее 2 лет.

До 4 апреля 2017 года знак "Начинающий водитель" должен был устанавливаться в том числе на задней части мопедов. Новая редакция ПДД это требование отменяет.

Введение штрафа за отсутствие опознавательных знаков

7.15 1 . Отсутствуют опознавательные знаки, которые должны быть установлены в соответствии с Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О правилах дорожного движения".

Начиная, с 4 апреля 2017 года эксплуатация транспортных средств, на которых не установлены опознавнательные знаки, запрещается. Речь идет о следующих знаках:


  • Автопоезд.
  • Перевозка детей.
  • Глухой водитель.
  • Учебное транспортное средство.
  • Ограничение скорости.
  • Опасный груз.
  • Крупногабаритный груз.
  • Тихоходное транспортное средство.
  • Длинномерное транспортное средство.
  • Начинающий водитель.

Таким образом, за отсутствие перечисленных выше знаков возможно получение штрафа в размере 500 рублей (часть 1 статьи 12.5 КоАП):

1. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 - 7 настоящей статьи, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Дополнительные наказания (например, ) при этом не накладываются.

Обратите внимание, за незаконную установку перечисленных выше знаков, в отличие от , наказание не предусмотрено.

Например, Вы можете установить знак "Начинающий водитель" сразу же после получения водительского удостоверения в 18 лет и не снимать его до самой пенсии. Это не будет нарушением.

Еще одно важное замечание, относящееся ко всем нововведениям. Новые правила для начинающих водителей никак не связаны с наличием знака "Начинающий водитель" на автомобиле. Значение имеет только опыт конкретного водителя.

Например, автомобилем пользуются несколько водителей (мать и дочь). Дочь при этом является начинающим водителем и об этом свидетельствует опознавательный знак на заднем бампере. Однако этот знак не накладывает ограничений на второго водителя автомобиля. Если за рулем находится мать, она может выполнять буксировку других автомобилей, не снимая знака. Нарушением это не будет.

То же самое касается и обратной ситуации. Если на буксирующем автомобиле нет опознавательного знака "Начинающий водитель", однако за рулем находится водитель с опытом вождения менее двух лет, то этот водитель рискует получить сразу 2 штрафа (за отсутствие знака и за нарушение правил буксировки).

В завершение предлагаю Вам ознакомиться с полным текстом обновленных ПДД:

Удачи на дорогах!

Алексей-232

Хорошо, что разгоняться свыше 70 км/ч не ввели у кого стаж менее 2 лет...

"Обратите внимание, за незаконную установку перечисленных выше знаков, в отличие от знака Инвалид, наказание не предусмотрено".

Видимо, забыли добавить еще знак "Учебное транспортное средство". ;)

Могу ли я не вешать знак "Начинающий водитель" на автомобиль, если у меня есть права категории "A", которой больше двух лет, и есть категория "B" которой меньше двух лет.

Опечатку исправьте (есть на ездить):

Например, Вы можете установить знак "Шипы" и есть с ним круглый год. Это не будет нарушением.

Еще один пример, связанный с буксировкой. Два автомобиля отправились в совместную поездку на дачу по бездорожью. Водитель первого автомобиля имеет стаж вождения 20 лет. Водитель второго автомобиля - сын первого водителя, который только что получил водительское удостоверение. Более опытный водитель едет первым и застревает в канаве с грязью. Что делать?

А еще можно выписать доверенность на опытного водителя и он сможет управлять автомобилем без полиса ОСАГО и ничего ему за это не будет. Согласно Закона об ОСАГО владелец авто обязан застраховать свою ответственность по ОСАГО в течении 10 дней...

Я не понял, с наклейкой "Начинающий водитель". К примеру, отец с 20-летним стажем, не хочет эту наклейку видеть у себя на авто, но периодически за руль ТС садится сын, имея стаж вождения не более полугода. Каждый раз её сдирать?

Просто купите наклейку на присоске и будет Вам счастье.

Роман-87 , интересный вопрос. Описание знака "Начинающий водитель":

"Начинающий водитель" - в виде квадрата желтого цвета (сторона 150 мм) с изображением восклицательного знака черного цвета высотой 110 мм - сзади механических транспортных средств (за исключением тракторов, самоходных машин, мотоциклов и мопедов), управляемых водителями, имеющими право на управление указанными транспортными средствами менее 2 лет.

Если водитель имеет право на управление механическими транспортными средствами менее 2-х лет, то нужно установить опознавательный знак. Категория значения не имеет.

Т.е. если у Вас есть удостоверение категории А боле 2-х лет, то вешать знак "Начинающий водитель" не нужно.

Удачи на дорогах!

Роман-88 , спасибо за замечание, статья обновлена.

Удачи на дорогах!

Почему ничего не сказано про перевозку крупногабаритных грузов для начинающих?

Михаил-101

Такой вопрос, у моего сына стаж ровно 2 года, он попадает под данные изменения?

А до завтра не подождать чтоль, когда стаж будет уже 2 года и 1 день? Или надо именно седня пассажира на мопеде везти?

meteorhost , потому что по этому поводу никакие изменения не вводились.

Удачи на дорогах!

Здравствуйте. Подскажите. В билете 7 вопрос 10 «С какой скоростью мотоциклам разрешается движение вне населенных пунктов на всех дорогах?» - сейчас ответ правильный (Не более 90 км/ч.) В связи с последней правкой получается расхождение. Как быть. Ждём обновления вопроса и ответа или я что то недопонимаю? Заранее спасибо за ответ.

Коллеги, привет.

вопрос такой:

В пдд написано - "На транспортных средствах должны быть установлены опознавательные знаки:

"Шипы" - в виде равностороннего треугольника.... сзади механических транспортных средств, имеющих ошипованные шины;"

Но вот такой вопрос.... внутри или снаружи стекла?

Если у меня тонированное стекло - и я наклеил знак, но его не видно, за что меня по ПДД оштрафовать?

Просили наклеить - я наклеил. Нигде не написано, чтоб он был виден другим участникам дорожного движения с определенного расстояния.

Или например я наклеил, а машину год не мыл - стекло грязное. Есть за что штраф писать?

Илья , здравствуйте.

Как Вы понимаете, никакой практики по этому вопросу пока что нет. Через некоторое время станет известно, штрафуют ли за установку знака "Шипы" указанными Вами способами.

Удачи на дорогах!

опознавательный знак- перевозка детей- на личный авто должен устанавливаться? или только на специализированный транспорт, н-р школьные автобусы?

Ирина , пункт 22.6 ПДД:

22.6. Организованная перевозка группы детей должна осуществляться в соответствии с настоящими Правилами, а также правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, в автобусе, обозначенном опознавательными знаками "Перевозка детей".

Знаки должны устанавливаться на любом автобусе, осуществляющем организованную перевозку детей. В том числе и на личном автобусе.

Удачи на дорогах!

Вспомним основные изменения и хорошие нововведения с прошлого года, которые многим уже пришлись по душе.

Скидка 50%

Уже год водители могут воспользоваться 50-ти процентной скидкой при оплате штрафов ГИБДД. Автоинструкторы уточняют, что скидка действительна лишь в течение 20 дней с момента вынесения постановления. Важно, что не со дня получения штрафа по почте! К тому же скидка не распространяется на такие серьезные нарушения, как езда в пьяном виде, проезд на запрещающий сигнал светофора, превышение скорости более чем на 40 км/ч и др.

Проверка на наркотики обязательна

В 2017 году действуют новые правила проверки автомобилистов на состояние алкогольного опьянения. Эти правила вступили в силу еще в марте прошлого года. Речь идет о медицинском освидетельствовании на состояние опьянения (не путать с «дыхните в трубочку»).

Теперь процедура регламентирована строго по минутам. Водитель дышит только в специальное устройство с обязательной функцией распечатки результатов. Если первая проба была положительная, то повторный забор воздуха проводится лишь через 15-20 минут.

После выдоха и медосмотра у водителя обязательно производится забор «биологического объекта» (мочи) на проверку наличия следов наркосодержащих веществ.

Если мочу взять не получилось, то берется кровь. Кстати, подобная проверка позволит выявлять следы лекарств, которые вызывают нарушение психических и физических функций. К примеру, если человек принял определенные обезболивающие средства, то садиться за руль ему нельзя.

Хорошие новости

В прошлом году были приняты поправки, согласно которым владельцы штрафстоянок обязаны отдавать эвакуированные транспортные средства без какой-либо предварительной оплаты «услуг».

Медсправку теперь получить дешевле и проще. Для категорий А и В было решено отменить прохождение электроэнцефалографии (ЭЭГ), исключить осмотры отоларингологом, хирургом и неврологом.

А вот в перечне «обязательных врачей» остались офтальмолог, терапевт, нарколог и психиатр.

Бланк справки также поменялся, в ней нет графы «Срок действия» и фотографии. Сейчас все медсправки будут выдаваться на 12 месяцев. Не будет также и полей, которые ранее заполнялись врачами при медкомиссии. Сейчас в медицинских центрах на водителя будут заводить медицинскую карту.

Ограничение действия ВУ

С 2016 года водителя могут не только лишить прав, но и ограничить действие ВУ. Подобная мера предусмотрена для автолюбителей, которые имеют задолженность свыше 10 000 рублей.

Видео об ограничении действия водительских прав:

Ограничение вводят судебные приставы, предварительно уведомив водителя об этом.

Если же и после наложения ограничения вы сядете за руль, то наказание будет более суровым: обязательные работы до 50 часов или лишение водительских прав на один год.

Новое ОСАГО

Страховщики рьяно взялись за борьбу с поддельными полисами автогражданки и ввели новые бланки ОСАГО. Сейчас они розового цвета и имеют дополнительную степень защиты.

РСА также активно продвигает электронные полисы, которые человек может приобрести, не выходя из дома.

В офисах страховых компаний часто навязывали дополнительные услуги, так что при оформлении электронного ОСАГО покупка других нежелательных страховок исключена.

Сами страховщики продают электронные полисы с большой неохотой, однако в 2017 году это стало обязательной услугой. За невозможность или отказ купить ОСАГО онлайн фирмы будут наказывать.

Безаварийной спокойной езды вам!

В статье использовано изображение с сайта sannews.com

В 2017 году российских автовладельцев могут ждать несколько новых резонансных законов, ужесточающих ответственность за нарушения ПДД и делающих эксплуатацию автомобиля более затратной. Окончательная судьба новшеств еще не определена, но мало кто из автомобилистов удивится, если воплотится в жизнь даже самый худший сценарий.

Примут закон о так называемом платном въезде в города

В 2017 году Госдума будет рассматривать во втором и третьем чтениях скандальный законопроект «Об организации дорожного движения». В первом чтении правительственный проект закона был одобрен в декабре 2016-го. Волнение общественности вызвал не сам проект закона, а лишь пункты, согласно которым местные власти в регионах получают право ограничивать на свое усмотрение движение по любым дорогам, в том числе устанавливать платный режим на проезд, а также организовывать платные парковки прямо во дворах.

Если закон будет принят в таком виде, главным претендентом на введение платного въезда эксперты называют Москву. не первый год заверяют, что планов вводить платный въезд в город или его отдельные районы у них нет. Однако мало кто удивится, если после принятия закона в таком виде ограничительные меры в той или иной форме будут реализованы и автомобилисты будут последними, чьим мнением поинтересуются.

Стоит отметить, что московские чиновники ранее не раз заверяли, что не имеют планов по тотальному расширению платной парковки на всей территории города, однако всего за несколько лет плата за стоянку стала взиматься не только в центре столицы, но почти во всех спальных районах города, включая даже те, что находятся за МКАД.

Вернут балльную систему для нарушителей ПДД

В 2017 году Госдума может принять поправки в КоАП РФ, возвращающие балльную систему нарушений ПДД.

В , которое разработало поправки, предложили на год лишать прав тех водителей, которые четыре раза в течение года совершили одно из нарушений ПДД, входящих в новую статью КоАП РФ. Речь идет, например, о превышении скоростного режима (кроме превышения на 20-40 км/ч), проезд на красный, выезд на полосу встречного движения.

Все эти нарушения должны быть зафиксированы инспектором — автоматическая фиксация с помощью камер учитываться не будет.

Согласно актуальному тексту законопроекта, в списке оказались и менее грубые нарушения, например непропуск пешехода на «зебре». В отмечают, что включили этот состав в проект балльной системы, чтобы защитить пешеходов, которых слишком часто сбивают на переходах. Однако депутаты и эксперты уже заявили, что это нарушение должно быть исключено из проекта поправок, поскольку в больших городах порой невозможно формально соблюсти требование ПДД уступить дорогу пешеходу.

Новая статья в КоАП появится в 2017 году с большой долей вероятности, но вот какие нарушения в нее войдут, пока не ясно.

ОСАГО реформируют

Водителей могут лишить выплат по ОСАГО, введя вместо них компенсацию в виде «натуры» — ремонта.

Выбирать автосервис сможет автовладелец, но только из списка тех мастерских, с кем у страховой компании заключен договор. Соответствующий законопроект уже одобрен нижней палатой в первом чтении, а Центробанк подготовил поправки ко второму. предлагает прописать в законе, что ремонт производится без учета износа деталей, а страховая компания отвечает за качество ремонта и сроки, в которые он производится.

Кроме того, в течение года депутаты могут принять множественные поправки к закону об ОСАГО, подготовленные . Ведомство предлагает сделать три вида полисов с разной страховой суммой: с действующим сейчас лимитом (400 тыс. руб. за ущерб имуществу и 500 тыс. руб. — здоровью); до 1 млн руб. по каждому из рисков, а также увеличенный до 2 млн руб. Кроме того, Минфин предлагает убрать коэффициент мощности транспортного средства из расчетов стоимости полиса, а вместо него ввести повышающие коэффициенты для нарушителей ПДД и понижающие для аккуратных водителей.

Тарифы на «Платон» поднимут

Власти почти наверняка будут поднимать тарифы «Платона». Несмотря на регулярные позитивные заявления чиновников об успехах работы системы взимания платы с грузовиков массой более 12 тонн за проезд по федеральным трассам, собираемые ею средства пока едва ли окупают затраты государства. За первый год работы «Платон» собрал с перевозчиков менее 20 млрд руб. При этом больше половины этой суммы — 10,6 млрд. руб. — государство должно ежегодно выплачивать концессионеру, создавшему систему и обслуживающему ее. Кроме того, еще примерно 10 млрд руб. бюджеты регионов будут недополучать из-за принятого закона об освобождении владельцев тяжелых грузовиков от транспортного налога.

Первоначально предполагалось, что дальнобойщики будут платить по 3,73 руб. за километр пути, но с введением системы тариф был временно уменьшен до 1,53 руб. Уже через несколько месяцев, несмотря на массовые протесты дальнобойщиков по всей стране, чиновники начали говорить о том, что расценки надо повышать, чтобы добиться запланированных сборов.

Пока этого не произошло, но в правительстве активно обсуждают повышение тарифов до 2,6 руб. за километр в феврале 2017 года, а после, в июне, до 3,06 руб.

«Возврат к изначальному тарифу необходим для реализации запланированной программы развития дорожной сети. Это позволит расширить список регионов, которые получат деньги на ремонт и строительство дорог, а также мостов и путепроводов», — говорят в , где готовят поправки в проект постановления правительства.

Вступает в силу с 1 июля 2017 года. Здесь меры значительно ужесточились. Теперь автобусы, выпущенные более 10 лет назад, не допускаются к столь ответственному мероприятию. Транспорт более «молодого» возраста помимо установленных требований к техническому состоянию, должен быть оснащен тахографом и спутниковой системой ГЛОНАСС.

Основание: Постановление № 652 от 30 июня 2015 года «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части совершенствования правил организованной перевозки группы детей автобусами».

Относительно перевозки детей на легковом автотранспорте также появились изменения в ПДД: теперь детские кресла могут устанавливаться только на заднем сидении . Соответственно, дети до семи лет могут передвигаться на легковом транспорте только на заднем сидении. При этом они должны быть зафиксированы в удерживающем устройстве, которое должно соответствовать параметрам ребенка.

А теперь внимание: это нововведение дает понять и то, что дети не могут находиться на переднем сидении , даже если именно там установлено детское кресло. До 1 января этот момент оставался непроработанным. Теперь же, в постановлении строго указывается место, где разрешается устанавливать детское кресло, и тот факт, что ребенка без него перевозить запрещается.

Соответственно посадить свое чадо рядом с водителем уже не получится – штраф 3 000 рублей. За оставление ребенка без присмотра в салоне автомобиля – штраф 500 рублей.

Техосмотр: нововведения 2017 года

Согласно новому закону, теперь техосмотр должны проходить все ТС , независимо от предназначения. Штраф за отсутствие техосмотра составит от 500 до 800 рублей, но это только на первый раз.

Второе попадание грозит водителю либо более крупным штрафом (5 000 р.), либо лишением прав на срок 1-3 месяца.

Однако правительство предусмотрело и некоторые изменения в процедуре прохождения ТО. В первую очередь это отразилось в расценках. Согласно новому законопроекту цены прохождения ТО будут иметь два передела: максимальный и минимальный.

Аренда автомобилей чиновниками

Вступает в силу 1 января 2017 года. До начала 2017 года чиновники могли брать в лизинг или арендовать автомобили мощностью более 200 л.с. и стоимостью более 2,5 млн.р., но не на бюджетные деньги. То есть они могли приобрести дорогой автомобиль на свои финансовые средства и использовать его в качестве рабочего. Теперь же эти ограничения легли и на личные финансы. Теперь, чиновники не могут даже за собственные деньги купить или арендовать мощный автомобиль . Более того даже перемещаться на такси, мощность которого более 200 л.с., для них станет нарушением законодательства.

Основание: Постановление «О дополнении требований к отдельным видам товаров, работ, услуг, закупаемым государственными органами и государственными внебюджетными фондами». Законопроект был подписан Дмитрием Медведевым 5 декабря 2016 года и вступил в силу 1 января 2017 года.

Интересная инфографика:

Тонировка

Вступает в силу с 1 января 2017 года. Одна из самых наболевших тем автовладельцев – наказание за тонировку . Однако правительство не идет на уступки и не смягчает свои требования. Скорее наоборот – увеличен штраф за тонировку и ужесточены меры при повторном нарушении.

Так если до 2017 года автовладелец мог просто снять пленку со стекол в присутствии сотрудника ГИБДД и спокойно ехать дальше, то теперь таким маневром уже не отделаться. Дума разработала целый алгоритм карательных мер для любителей темноты в салоне:

  1. При первом попадании – штраф 500 р. Снимать пленку в данном случае уже бесполезно. Указанную сумму все равно придется заплатить.
  2. Второе попадание – штраф 5000 р.
  3. Третье попадание – лишение прав на срок 2-6 месяцев.

Таким образом, самые заядлые любители тонировки могут остаться без прав на полгода.

Полисы ОСАГО в 2017 году

Относительно полисов ОСАГО на 2017 год предусмотрено сразу три нововведения :

С 1 января 2017 года вступает в силу закон, согласно которому все страховые компании должны предоставлять своим клиентам возможность оформления полисов ОСАГО в электронном виде . Это должно значительно облегчить процедуру получения страховки и исключить ставшего привычным навязывания различных дополнительных услуг.

В случае если страховая компания не предоставляет подобную услугу, то она может понести штраф 300 000 рублей. Законопроект пока рассчитан на 6 месяцев.

Если в течение этого периода ситуация с получением страховки не улучшится, то правительство обещает монополизировать всю систему. Это значит, что появится одна компания, которая будет специализироваться только на выдаче полисов ОСАГО. Остальные страховые компании будут лишь посредниками между этой компанией и автовладельцами.

Основание: Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 214-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Вступает в силу с 1 января 2017 года. Еще одно новое изменение в ПДД: теперь при расчете его стоимости будет учитываться не 9 факторов, как это было раньше, а 10. Десятым фактором станет количество нарушений ПДД . Таким образом, любители нарушать правила теперь будут нести дополнительные убытки.

На 2017 год, точнее до 1 июля , продлен досудебный порядок решения споров со страховыми компаниями . Если до 2014 года для того, чтобы получить страховку необходимо было в обязательном порядке обращаться в суд, то начиная с 2014 года необходимость в этом возникает только в случае, если страховая компания отказывается в выплате страховки.

ЭРА-ГЛОНАСС

Вступает в силу с 1 января 2017 года. С 2017 года система ЭРА-ГЛОНАСС станет обязательной для всех импортируемых автомобилей . Сюда входят автомобили, которые должны получить ОТТП (одобрение типа ТС) после начала 2017 года. Если же срок получения ОТТП вышел, то установка ЭРА-ГЛОНАСС не нужна. Стоит добавить, что процедура подключения автомобиля к системе обойдется автовладельцу в довольно крупную сумму. Это может обусловить отказ иностранных автомобильных концернов в поставке автомобилей в РФ.

Так, BMW уже отозвал серию кабриолетов 4 и 6 серий, т.к. установка ГЛОНАСС значительно влияет на стоимость самого автомобиля, которая и без того слишком высока.

Система должна облегчить систему оповещения о ДТП. При возникновении ДТП с участием легкового ТС оповещение происходит автоматически, с участием коммерческого транспорта – оповещение производится вручную с помощью кнопки.

Замена и получение водительских прав в 2017 году

Вступает в силу с 1 февраля 2017 года. А здесь ситуация стала более привлекательной. Для того чтобы заменить права теперь не нужно ехать в ГИБДД. Эту услугу, начиная с 1 февраля, будут предоставлять многофункциональные центры (МФЦ) . Среди прочих изменений также планируется увеличение госпошлины за получение водительских и за свидетельство о регистрации ТС. Пока размер этих пошлин составляет 2 000 и 2 850 рублей соответственно. Как сильно они изменятся, пока неизвестно.

Платон-2017

Сложная ситуация с платежной системой «Платон» продолжает нарастать. В 2017 году размер платы для грузовых автомобилей увеличится в 2 раза . В феврале 2017 года размер платы за 1 км для грузовых автомобилей составит 2,6 рублей, а уже в июне – 3,06.

Парковка в ипотеку

Вступает в силу с 1 января 2017 года. Попыталась Дума решить проблему и с нехваткой парковочных мест. Теперь машиноместа могут стать частной собственностью автовладельца. Купить парковочное место можно в любой прилегающей к зданиям и сооружениям территории, отмеченной в кадастровом учете. Также там должны быть отмечены границы и разметка территории.

При покупке парковочного места автовладелец может отметить его краской на полу, специальными наклейками или любыми другими заградительными элементами, не выходящими за пределы купленной территории. Правительство предусматривает возможность покупки парковочного места в ипотеку и оформления места в собственность.

Запрет для неэкологичных грузовых ТС в Москве

Начиная с 1 января 2017 года грузовым автомобилям с двигателями класса меньше «Евро-3» будет запрещено въезжать внутрь ТТК . Автомобили класса «Евро-2» и ниже не смогут перемещаться и внутри ТТК, и внутри МАД. Такие меры должны улучшить экологическую обстановку в Москве.

Электронные ПТС

С 1 июля 2017 года в силу вступает закон об электронных ПТС . В Евразийском экономическом союзе подобная система функционирует уже с августа 2016 года. Это нововведение дает владельцам авто сразу несколько преимуществ:

  1. При покупке автомобиля с пробегом покупатель сможет без труда узнать всю информацию и об автомобиле, и о его владельце;
  2. В электронном ПТС можно будет сохранять информацию о пройденных ремонтных работах, ТО и пр.
  3. Если автомобиль является залоговым имуществом в банке, то этот факт также будет отражаться в электронном ПТС.

Важно: Электронный ПТС позволит избежать мошеннических схем, при которых автовладельцы продают свои автомобили, находящиеся в залоге у банка, и перестают выплачивать платежи по кредиту. Это приводит к тому, что залоговый автомобиль конфискуется, а новый автовладелец остается и без денег, и без машины.

Имущественный налог для предприятий на автомобиль

В 2017 году должен вступить в силу закон, согласно котором юридические лица могут не платить налог на автомобиль в случае, если ТС меньше 3 лет. Такая мера, по мнению Дмитрия Медведева, должна решать сразу две проблемы: заставить владельцев предприятий регулярно обновлять автопарк и у величить спрос на отечественные автомобили.

ГОСТ для камер ГИБДД

Вступает в силу с 1 июня 2017 года. Федеральное агентство по регулированию составило список требований, которым должны соответствовать все технические средства визуального наблюдения, используемые ГИБДД. Оборудование для фиксации может быть магнитным, индуктивным, радиолокационным, пьезоэлектрическим, лазерным. Независимо от типа аппаратуры, она должна соответствовать следующим требованиям :

  1. Диапазон измеряемых скоростей должен составлять 20-250 км/час;
  2. Распознавание номеров тс должно быть точным на 90%, независимо от времени суток и погодных условий;
  3. Снимок, предоставляемый аппаратурой, должен быть высокого качества и позволять находить на тс отличительные знаки.

Существующие камеры, которые не соответствуют указанным требованиям, должны быть заменены до 1 июня 2017 года. Дополнительные камеры должны быть установлены в местах повышенной опасности и на участках, где произошло более 3 случаев ДТП в течение одного года.

Штрафы за тюнинг автомобиля

В 2017 году водителям уже не удастся безнаказанно тюнинговать автомобиль, и дополнять его оригинальной атрибутикой. Большинство реконструкций тс могут обойтись автовладельцу в небольшой штраф – всего 500 рублей. Но стоит отметить нарушения, которые чреваты крупными потерями для водителя:

  1. Установка на передней стороне тс красных фар – за такое нарушение водителю грозит лишение прав на срок 4-6 месяцев;
  2. Установка мигалок и/или звуковых оповещателей – лишение прав на срок от одного года до полутора лет;
  3. Использование знака «инвалид» на кузове автомобиля – штраф 5000 рублей;
  4. Использование цветографических схем служб экстренной помощи – лишение прав на срок от одного года до 1,5 лет;
  5. Установка цветографии такси – штраф 5 000 рублей.

Остались и нарушения, за которые водитель может отделаться штрафом 500 рублей :

  1. Использование дополнительных топливных баков;
  2. Демонтаж и установка ГБО, изменения в ПДД в 2017 году добавляют эти работы к нарушениям;
  3. Замена типа кузова ТС;
  4. Монтаж лебедок и подъемников на грузовых ТС;
  5. Использование ксеноновых и диодных ламп в качестве внешних световых приборов или в дополнение к ним;

В 2017 году автолюбителей ожидает множество сюрпризов. Мы постарались обобщить ожидаемые в следующем году нововведения и рассказать о них в рамках одной статьи. Упомянем мы и о тех идеях, которые находятся на стадии обсуждения, и, возможно, тоже претворятся в жизнь.

Произойдут важные изменения в сфере ОСАГО

ОСАГО - пожалуй, самая животрепещущая тема, которая волнует всех: от водителей до представителей ЦБ РФ. Что же изменится в сфере автогражданки?

Во-первых, может значительно вырасти страховая премия (стоимость полиса). В 2017 году, чтобы избежать убыточности, страховщики могут повысить ее сразу на 64%.

Во-вторых, скорее всего, уже в начале 2017 года в действующий закон об ОСАГО будут внесены поправки, разработанные Минфином.

Что предлагается в законопроекте:

Увеличение размера минимальной выплаты по европротоколу до 100 000 рублей.
Форму бланка европротокола будет определять Банк России, а не МВД, как это регламентировано сегодня. Это позволит упростить процедуру оформления извещения и понизить количество спорных ситуаций между участниками ДТП и страховщиками.

В качестве преимущественной формы страхового возмещения предлагается установить ремонт, а не денежную выплату. Станцию ТО будет выбирать страхователь по согласованию со страховщиком. При такой форме возмещения не будет учитываться износ деталей (абз. 2 подп. «з», подп. «м» п. 9 ст. 3 законопроекта). Автовладельцам придется предоставлять поврежденный автомобиль на осмотр сразу в страховую компанию, которая и примет решение, в какой форме (натуральной или денежной) осуществить выплату страхового возмещения.

Будут определены критерии, с учетом которых Банк России разработает требования к СТО.
Возможно, страховщикам дадут право определять ряд коэффициентов по ОСАГО.

Отдельные пункты проекта постоянно обсуждаются ЦБ РФ, страховщиками, Минфином и другими министерствами и ведомствами.

Центробанк станет жестче контролировать деятельность страховых компаний.

Если реформа ОСАГО не принесет ожидаемого результата, Банк России создаст Национальную перестраховочную компанию (НПК), чтобы у страховщиков появилась возможность перестрахования рисков по ОСАГО.

Возможно, КБМ привяжут к аварийной истории автовладельца, а также введут градацию коэффициентов, влияющих на стоимость полиса, в зависимости от количества нарушений ПДД в течение года. Учитываться в списке нарушений будут только серьезные.

При этом коэффициенты мощности и региональные коэффициенты, которые влияли на стоимость полиса, скорее всего, отменят.

Кроме того, планируется расширить ценовой коридор на полисы до 30%, что станет первым шагом к переходу на свободные тарифы.

Страховщиков обяжут оформлять электронные полисы ОСАГО

С 1 января 2017 года все страховщики, входящие в систему РСА, будут обязаны реализовать возможность покупки полисов ОСАГО онлайн. Сайты страховщиков должны будут работать круглосуточно и без перебоев. В настоящее время разрабатываются законопроекты, с помощью которых страховщиков будет контролировать Банк России. Он же будет выносить решения и назначать штрафы за несоблюдение требований, которые могут достичь 300 000 рублей.

В системе продаж электронных полисов будет действовать принцип «Единого агента РСА». На сайтах страховщиков можно будет приобрести полисы любой другой страховой компании, входящей в РСА (Российский Союз Автостраховщиков) и подписавшей Соглашение.

Изменят правила оформления европротокола, внедрят черные ящики и «ЭРУ-ГЛОНАСС»

Минтранс разработал новые правила применения «безлимитного» европротокола.

Автовладельцы приобретут возможность фиксировать ДТП тремя способами:

С помощью бортовых средств, фиксирующих информацию о движении авто с помощью сигналов ГЛОНАСС.
С помощью спецприложений для смартфонов, которые уже есть в распоряжении РСА, Российского Союза Автостраховщиков.

С помощью звонка оператору, то есть с помощью обычного кнопочного телефона. В этом случае потребуется активировать специальную услугу связи, чтобы передать страховщику через оператора координаты места ДТП.

Также для оформления ДТП понадобится фото- или видеосъемка, которую участник ДТП должен выполнить самостоятельно (к примеру, видеорегистратором или даже камерой-«мыльницей»).
Страховщики против такого подхода и ратуют за установку устройств телематики на автомобили.

Однако Минтранс предложил перенести использование системы ГЛОНАСС для оформления европротокола на год: с 1 января 2017 года на 1 января 2018 года, не ранее.

При этом сотрудникам ГИБДД могут запретить выезжать на место незначительных ДТП с 2017 года.

Черные ящики, которые будут фиксировать данные с помощью системы ГЛОНАСС, будут в обязательном порядке устанавливаться на автомобили с 2020 года. Такое предложение выдвинули в Минтрансе.

А с 2017 года на всех новых автомобилях должна быть установлена система «ЭРА-ГЛОНАСС». Система устанавливается в целях более оперативного реагирования спецслужб на информацию о ДТП. Время поступления сигнала об аварии в контакт-центр ГЛОНАСС составит всего 10 секунд.

Однако некоторые производители, пользуясь лазейкой в законе, планируют оформить отдельные модели по старым стандартам. Если ОТТС (одобрение типа транспортного средства) будет получено до 31 декабря 2016 года включительно, автомобиль может смело выпускаться без установленной системы.

Права можно будет получить в МФЦ

Во всех российских многофункциональных центрах (МФЦ) можно будет получить новое водительское удостоверение взамен утерянного или в случае окончания его срока действия 1 февраля 2017 года. Там же можно будет получить международные водительские права (МВУ).

Также МФЦ будет выдавать справки о наличии или отсутствии административного наказания за употребление наркотических или психотропных веществ без назначения врача.

ПТС станет электронным

С 1 июля 2017 года будет прекращена выдача бумажных ПТС, а в период с 17 августа 2016 года по 1 июля 2017 года водители смогут обменивать бумажные ПТС на электронные в добровольном порядке.
Владельцы тракторов и других самоходных транспортных средств будут получать стандартные ПТС до 1 июля 2018 года.

Что касается электронных водительских удостоверений, ни одного законопроекта пока не было предложено, но от идеи правительство не отказывается.

Госпошлины за выдачу прав и СТС повысятся

Обсуждается повышение пошлины за выдачу водительских прав и СТС. Будет принято решение, какой величины достигнет сбор за оформление СТС и выдачу водительских удостоверений.

Сейчас водитель платит госпошлину за получение прав в размере 2 000 рублей, а за регистрацию автомобиля (СТС) - от 500 до 850 рублей. В будущем, в случае принятия поправок, платить придется, соответственно, 3 000 и 1 500 рублей.

Появится штраф за опасное вождение

В 2017 году появится новая статья КоАП о штрафе за опасное вождение. Проект был разработан МВД РФ. Предполагается, что сумма штрафа будет равняться 5 000 рублям.

Сам термин «опасное вождение» был внесен в КоАП летом 2016 года.

Согласно пункту 2.7 ПДД, к опасному вождению относятся:

невыполнение при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения;
перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия;
несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства;
несоблюдение бокового интервала;
резкое торможение, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного ;
препятствование обгону.

Внедрят балльную систему штрафов

Законопроект о накопительной системе штрафов за 3 и более аналогичных нарушения ПДД рассмотрят в 2017 году. В зачет пойдут только штрафы, зафиксированные инспектором, но не камерой фотовидеофиксации.

Появится штраф за шины не по сезону

В Совете Федерации намерены форсировать принятие закона о штрафе в 2 000 рублей за несвоевременную смену резины. Если закон будет принят, он вступит в силу 1 сентября 2017 года.

Изменятся правила перевозки детей

Правила использования детских автокресел станут более жесткими. Детей до 7 лет можно будет перевозить только в автокресле вне зависимости от того, оборудован автомобиль или кабина грузового автомобиля специальными ремнями безопасности или нет.

А вот детей от 7 до 11 лет включительно можно будет перевозить на заднем сиденье с использованием ремней безопасности, если они предусмотрены конструкцией легкового или грузового автомобиля. На переднем сиденье детей до 12 лет нельзя перевозить без автокресла. Новый проект не включает словосочетание «прочие устройства», то есть для фиксации детей с помощью ремней безопасности нельзя использовать бустеры и накладки. Штраф за несоблюдение правил перевозки детей – 3 000 рублей.

Также в проекте прописан запрет на оставление в автомобиле ребенка младше 7 лет в отсутствие совершеннолетнего лица. Штраф за указанное нарушение составляет 500 рублей (ч. 1 ст. 12.19 КоАП РФ).

В июне 2016 года были внесены изменения в правила организации перевозки детей. Одни изменения вступили в силу 10 июля 2016 года, другие вступят в силу 1 января 2017 года. В частности, будет запрещено проводить групповые перевозки детей в исправных автобусах старше 10 лет и не оснащенных тахографом, а также трекером ГЛОНАСС. В диагностической карте или талоне техосмотра должна быть зафиксирована информация, подтверждающая исправное техническое состояние автобуса.

Могут измениться правила перевозки детей-инвалидов

Возможно, в самое ближайшее время будут разработаны новые правила, касающиеся перевозки детей-инвалидов, которые физически не могут пользоваться ремнями безопасности или имеют противопоказания для перевозки в автомобилях с помощью автокресел.

Акцизы на топливо вырастут

Госдума приняла в третьем чтении закон, который предусматривает существенный рост акцизов с 2017 года.

На бензин класса ниже «Евро-5» и на прямогонный бензин ставка акциза не меняется с 2017 по 2019 год и равняется той же величине, что есть сейчас: 13,1 тысячи рублей за тонну.

На автомобильный бензин класса «Евро-5» ставка в 2017 году вырастет до 10,13 тысячи рублей за тонну; в 2018-м - до 10,53 тысячи рублей за тонну; в 2019-м - до 10,95 тысячи рублей за тонну.

На дизельное топливо устанавливается ставка акциза в 2017 году в размере 6,8 тысячи рублей за тонну; в 2018 году - 7,07 тысячи рублей за тонну; в 2019 году - 7,35 тысячи рублей за тонну.

На средние дистилляты установлена ставка акциза на 2017 год в размере 7,8 тысячи рублей за тонну; на 2018 год - 8,11 тысячи рублей за тонну; на 2019 год - 8,43 тысячи рублей за тонну.

«Красивые» номера начнут продавать с аукционов в ГИБДД

Продажа «красивых» автомобильных номеров может быть разрешена в России с 2017 года. Продавать номера будут на специально организованных аукционах.

Изменятся правила техосмотра и наказание за его отсутствие

Требования к автомобилям при прохождении техосмотра ужесточатся. Например, появится запрет на использование цветной пленки на фарах, а также на любой незаводской тюнинг автомобилей.
Полномочия по контролю за операторами ТО могут передать ГИБДД или Росаккредитации.

Водителям, которые не прошли ТО, полагается штраф в размере 500-800 рублей, а за повторное деяние будет штраф в размере 5 000 рублей, или водитель лишится прав на срок от 1 до 3 месяцев.

Организации могут избавить от транспортного налога

Юридических лиц, которые владеют автомобилями возрастом до 3 лет, могут освободить от уплаты транспортного налога, что простимулирует чаще обновлять автопарк. Если инициативу поддержит правительство, изменения в НК РФ вступят в силу 1 января 2017 года.

Транспортный налог для многодетных семей

Одной из приятных новостей наступающего года станет вероятная отмена транспортного налога для многодетных семей. От уплаты будет освобожден один из родителей, усыновителей, опекунов, если в семье есть трое и более детей в возрасте до 18 лет.

Инвалидам дадут возможность получить машины бесплатно

Инвалиды могут получить возможность приобрести автомобиль за счет бюджета. Для этого инвалидам войны будут выданы сертификаты в эквиваленте 700 000 рублей на покупку транспорта. В настоящее время проект находится на рассмотрении в Госдуме. В проекте сказано, что инвалидам также будут предоставляться комплекты для переоборудования машин.

Машино-места на парковках приравняют к недвижимости

С 1 января 2017 года машино-места на парковках станут недвижимостью. Также разработаны требования к размерам и оформлению машино-мест.

В Москве запретят проезд неэкологичных фур

Фуры с моторами класса ниже «Евро-3» не смогут ездить по ТТК, а фуры класса ниже «Евро-2» - по МКАД и внутри ТТК. Ранее вступление запрета в действие регулярно переносилось с 2015 года. В пресс-службе мэрии сообщили, что действовать запрет начнет 1 января 2017 года.

Въезд в города станет платным

Въезд в города может стать платным уже весной 2017 года. Регионы могут устанавливать платный въезд в города и отдельные районы. Нормативный акт вводится для того, чтобы можно было регулировать трафик и контролировать экологическую ситуацию в отдельных районах городов.

Изменения в системе «Платон»

Минтранс предлагает повысить тариф до 3,06 рубля с 1 июня 2017 года. А промежуточное повышение состоится 1 февраля 2017 года: тариф предлагают повысить до 2,6 рубля. Напомним, что сейчас тариф установлен на уровне 1,53 рубля.

Однако пока ситуация находится в подвешенном состоянии: против повышения высказались перевозчики и члены Счетной палаты.

Штрафовать перевозчиков за неуплату сборов в «Платон» хотят поручить Ространснадзору.

Систему «Платон» хотят распространить на грузовики массой от 3,5 до 12 тонн, а также внедрить систему, аналогичную «Платону», на региональных дорогах.

Начнут осуществлять рейсы первые грузовики-беспилотники

В июне - августе 2017 года некоторые коммерческие рейсы из Москвы в Краснодар начнут осуществлять грузовики-беспилотники. Компания Traft планирует специально подготовить 40 единиц транспорта для реализации этого проекта.

Сотрудники ДПС будут обязаны носить видеорегистраторы

Каждому сотруднику ДПС будет положено носить собственный видеорегистратор. Пока пилотный проект действует в столице, а в 2017 году инициатива распространится на все регионы. Предполагается, что наличие видеорегистратора избавит дорожных полицейских от стремления совершать противоправные действия.

Начинающим водителям усложнят жизнь

Начинающих водителей со стажем вождения менее 2 лет могут обязать устанавливать знак «начинающий водитель» на автомобили. Знак придется устанавливать в обязательном порядке, а еще совсем недавно это было добровольным решением.

Если водитель откажется, это повлечет запрет эксплуатации транспорта. Также водителя можно будет привлечь по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ, санкция которой предусматривает штраф 500 рублей.

Во-вторых, водителям скутеров, мопедов и мотоциклов в течение 2 лет с момента получения прав хотят запретить перевозить пассажиров. При этом запрещать ездить на скорости более 70 км/ч, скорее всего, не будут.

Пользователи платных дорог будут ездить по единому транспондеру

К 2018 году все пользователи платных дорог получат возможность применять единый транспондер для проезда по дорогам, которые находятся под управлением «Автодора». Инициатива разрабатывается в рамках подготовки мероприятий к чемпионату мира по футболу-2018. Уже в 2017 году летом заработают транспондеры между магистралями М11 и М4.

Новая система фотовидеофиксации «Пит-стоп» заработает весной

Комплексы фотовидеофиксации, оснащенные системой автоматического слежения «Пит-стоп», заработают в 2017 году. Тестовая эксплуатация системы завершена, но из-за погодных условий запустить ее в рабочем режиме можно только после окончания зимнего периода.

В Москве и Санкт-Петербурге установят новые дорожные знаки

Размер новых знаков будет в 1,5-2 раза меньше нынешних: знаки уменьшат в соответствии с международными и зарубежными стандартами. Кроме того, снизится общее количество знаков. Это необходимо, как полагают в правительстве, для улучшения эстетики пространства, а также, чтобы водители не путались в изобилии указателей.

Помимо этого рассматриваются и некоторые другие законопроекты. В частности, речь идет об усилении уголовной ответственности за вождение в пьяном виде, нарушение правил переезда ж/д путей, а также о штрафах за неправильную тонировку.

просмотров