Интервью с главой марки Skoda в России Любомиром Найманом. Блиц: предпочтения любомира наймана

Интервью с главой марки Skoda в России Любомиром Найманом. Блиц: предпочтения любомира наймана

МОСКВА, 14 окт — РИА Новости, Алексей Захаров. Премиальный сегмент авторынка меньше всего реагирует на негативные изменения в экономике. Но сейчас даже покупатели дорогих автомобилей стали обращать внимание на экономическую ситуацию. РИА Новости поговорили с руководителями компаний-лидеров по объемам продаж в этом сегменте.

Сможет ли российский рынок стать первым по объемам продаж в Европе? Ожидается ли рост продаж в 2017 году? Какие новинки появятся в салонах дилеров Audi, BMW, Mercedes-Benz и как изменятся цены? И, наконец, кто покупает эти автомобили?

Свои версии ответов дали глава Audi в России Любомир Найман, глава BMW Group в России Елена Смирнова и глава Mercedes-Benz в России Ян Мадея.

© Фото: предоставлено компанией Audi

Перспективы компаний на российском авторынке

Любомир Найман : У нас амбициозные планы по развитию бренда Audi на российском рынке. В краткосрочной перспективе мы не ставим перед собой задач по наращиванию объемов, либо увеличению доли рынка (продажи Audi в России за 9 месяцев 2016 года упали на 15% до 16 тыс. штук - РИА Новости).

Audi - это премиальный бренд. Мы ориентированы, в первую очередь, на качество продукта, новейшие технологии и решения, а также эксклюзивные сервисы, которые мы предлагаем нашему клиенту.

Елена Смирнова : Рынок в этом году продолжает движение вниз. Общий рынок по итогам 9 месяцев упал на 15%, премиальный сегмент - на 6%. Продажи BMW сократились всего лишь на 2% (до 20,6 тыс. штук - РИА Новости), но если смотреть по регистрации автомобилей, то по отношению к прошлому году мы выросли на 7%. Это для нас очень важный показатель. Он говорит о том, что, несмотря на сложную экономическую ситуацию, BMW растет. Естественно, наша доля по сравнению с прошлым году увеличилась. Для нас цель - увеличивать долю рынка. Для нас это основной показатель. Объем продаж - это величина вторичная; если доля рынка растет, то мы все делаем правильно.

Мы верим, что российский автомобильный рынок станет первым по объемам продаж в Европе. Поэтому мы решили начать строительство нового дистрибьюторского центра в Московской области для увеличения скорости и качества обслуживания клиентов.

Ян Мадея : Рынок падал в прошлом году примерно на 35%, сейчас рынок продолжает снижаться.

Дорогие километры: в какую сумму обходится владение автомобилем в России Эксперты PwC подсчитали стоимость владения новым легковым автомобилем. Расходы на топливо, кредит, страховки, техническое обслуживание, амортизация и другие. Насколько дорого обходится автомобиль в России – в материале РИА Новости.

Мы уверенно лидируем в премиальном сегменте (продажи новых легковых Mercedes-Benz за 9 месяцев сократились на 12%, до 28,4 тыс. штук - РИА Новости). Основная предпосылка для роста - стабилизация обменного курса. Как только она будет достигнута, мы отважимся на такой прогноз. В следующем году мы ожидаем, что будет небольшой рост, скажем, на 3-5%, если зафиксируется стабильный курс рубля.

На примере нашей марки мы наблюдаем стабилизацию последние три месяца. Мы колеблемся около показателей предыдущего года, то есть в пределах +1% от объема продаж (в сентябре компания зафиксировала рост поставок на 1%, до 3,375 тыс. штук). И мы хотели бы сейчас эту тенденцию продолжить.

Новинки от лидеров премиального сегмента

Любомир Найман : В ноябре в России начнутся продажи нового Audi A5 Coupe, вслед за которым появится A5 Sportback, представленный недавно в рамках Парижского автосалона. Мы рассматриваем вопрос о поставках компактного кроссовера Q2 в Россию в первой половине 2017 года. Весной мы представим Q5 второго поколения. И самое большое событие для нас в 2017 году - это приход нового флагмана A8.

Мы делаем большую ставку на Q5. Внедорожник Q7, вышедший на российский рынок в прошлом году, показал новые возможности Audi. Audi Q5 увеличился в размерах, но при этом стал значительно легче. Расход топлива снизился. Аэродинамические показатели — лучшие в этом классе в мире. В автомобиле реализованы новейшие технологии и системы безопасности. И что важно - это новая подвеска. Кроме того, впервые для Q5 в качестве опции будет доступна пневматическая подвеска.

© Фото: предоставлено компанией BMW


Елена Смирнова : До конца года у нас появится 7-я серия с 6-литровым двигателем. В следующем году нас ожидает премьера новой 5-ой серии и обновление линейки X.

Мы очень рассчитываем, что автомобили BMW X1, которые начнут производиться в октябре в Калининграде, помогут нам укрепить позиции в сегменте компактных SUV.

Ян Мадея : У Mercedes-Benz каждый год фейерверк премьер. Я не буду сейчас говорить про следующий год. Но посмотрите на этот. В начале года мы представили новый E-класс.

У нас была презентация GLC Coupe -автомобиль, который, безусловно, будет популярен. На рынок вышла машина, которая мне очень нравится, кабриолет S-класса. Нишевая, но знаковая для марки. Появились наши новые спорткары SL и SLC, кабриолет С-класса, обновленный CLA. Что будет в следующем году — посмотрим. Но я обещаю, что следующий год будет тоже плодоносный.

И не надо забывать про то, что мы на рынок постоянно каждый месяц выводим новые модификации автомобилей с новыми двигателями и полным приводом. Это касается, например, Е-класса. Сейчас появятся модели с индексом 43 с новым поколением двигателей - это и GLC 43, и E 43, и другие. Кроме того, на рынке появилось новое поколение 4-цилиндровых дизельных двигателей. Следующим шагом будет новое поколение 6-цилиндровых двигателей.

© AP Photo / Michel Euler


© AP Photo / Michel Euler

Портрет покупателя

Любомир Найман :

Покупатель Audi - это успешный и целеустремленный человек, который достигает результатов благодаря собственным усилиям и интеллекту. Он идет в ногу со временем и четко знает свою цель.

Наши клиенты очень трудолюбивы, они много времени отдают профессии, но при этом это люди разносторонние, имеющие широкий спектр интересов и разнообразный досуг.

Елена Смирнова : Это достаточно обширная категория. Но всех клиентов BMW объединяет образ мысли и отношение к жизни. Недаром мы говорим "образ жизни BMW", "ценности BMW". Клиент BMW - это человек с активной жизненной позицией. Человек, который с оптимизмом смотрит на будущее. Надо сделать немного больше, чем от себя ожидаешь, и тогда все остальное придет.


Ян Мадея : Нельзя определенно сказать об облике или профиле клиента Mercedes-Benz: человек, который покупает B-класс, сильно отличается от того, который берет GT. Но есть у них одна общая черта. Покупатели ищут то, что связано с эксклюзивностью и то, что мы называем "современная роскошь". Субъективные и индивидуальные предпочтения - это черта очень сильна у российских клиентов. Клиенты любят наш бренд и верят в него. У нас один из самых высоких уровней лояльности к бренду.

Как могут измениться цены и что делать с демпингом

Любомир Найман : Мы надеемся, что ситуация на рынке стабилизируется. Сейчас курс рубля к евро уже не 40, как был раньше, а 70, что отражается и на ценах на российском рынке. Если говорить о нас, то мы не ориентированы на объемы продаж, для нас на первом плане стоят вопросы качества.

Елена Смирнова : За последние два года рубль упал в 2 раза. У нас основные затраты находятся в области евро и доллара, но мы не увеличивали цены на новые автомобили пропорционально падению рубля. Они изменились в среднем на 30%. Это говорит о том, что мы верим в российский рынок.

Еще походят: выбор подержанной иномарки за 100 тысяч рублей Есть 100 тыс. рублей и хочется купить иномарку? Это возможно! Но выбор неширок: в основном это подержанные автомобили в возрасте около 10 лет. Есть и более свежие экземпляры, но если хочется марку посерьезнее, то придется смириться с возрастом. Попытаемся найти оптимальный вариант.

Такое ценообразование для компании BMW - это определенные инвестиции в российский рынок. А если посмотреть на область after sales, то мы понимаем, что очень важно, конечно, чтобы автомобиль был куплен. Но дальнейшее расширение продаж возможно при качественном, грамотном обслуживании наших клиентов.

И особое внимание, особенно в кризисной ситуации, мы уделяем политики ценообразования - с ноября 2014 года цены на запасные части выросли лишь в среднем на 12%. При этом дилеры не работают в убыток в этой сфере.Lamborghini жалко: как система ЭРА-ГЛОНАСС повлияет на продажи иномарок Компания BMW заявила о том, что с 2017 года с российского рынка уйдут сразу нескольких ее моделей. Причина – вступление в силу нового технического регламента Таможенного союза. Документ предусматривает обязательное оснащение новых автомобилей системой ЭРА-ГЛОНАСС. Выбор среди новых автомобилей может сократиться в полтора раза, до 200 моделей.

Во-первых, основным фактором ценовой политики был обменный курс. Он в основном воздействовал. И, конечно, каждый (автопроизводитель) хотел приноровиться к новой рублевой реальности. Она постоянно менялась. Это же фактор будет действовать в следующем году.

В последние два года нарушилась нормальность рынка, на которую в других странах обычно воздействуют новые технологии и инфляция. И мы надеемся, что рубль сохраниться в пределах 70-75 за евро. И тогда, конечно, мы вернемся к нормальности.

Прежде чем возглавить летом 2016 г. «Audi Россия», Любомир Найман более 20 лет работал в Skoda, а с ноября 2011‑го руководил представительством чешской марки в России. Новое назначение обернулось для Любомира очередным погружением в пучину кризиса. Кризисная волна к тому моменту уже начала отступать от флотилии массовых брендов, чтобы с новой силой обрушиться на премиум-сегмент. Кому, как не ему, с легкостью проведшему через кризисный шторм чешскую марку, можно было доверить вывод «ингольштадтской эскадры» на спокойную воду! Естественно, первый вопрос нашего интервью с главой Audi Russia был именно об этом...

Это очень интересный, но одновременно сложный вопрос… Главное различие в том, что Skoda прошла через кризис как победитель, несмотря ни на что, постоянно наращивая долю рынка. C Audi ситуация иная, поскольку премиальный рынок дольше удерживался на исходных позициях и позже вошел в кризис. В итоге сейчас массовый рынок уже прошел критическую точку и заметно растет, в то время как в премиальных сегментах ситуация пока не столь оптимистичная. Массовые бренды сегодня чувствуют себя гораздо лучше премиума. Но это законы экономики при выходе из любого кризиса: как только экономика начинает расти, средний класс реагирует на этот рост несколько быстрее премиальных потребителей.

Несмотря на кажущуюся близость к Европе, Россия, по сути, всегда была отдельным анклавом автомобильной культуры. Насколько остро сегодня ощущаются различия в акцентах между автомобильными рынками России и Евросоюза?

Основное различие в том, что российский рынок ориентирован на SUV-сегмент, тогда как европейский потребитель акцентирован в первую очередь на седаны и универсалы. Кроме того, европейцы более практично, если угодно, даже аскетично подходят к выбору автомобиля. Если человеку не нужен большой автомобиль, а машина необходима лишь для того, чтобы отвозить ребенка в школу и ездить за продуктами, он, скорее всего, обойдется какой-нибудь малолитражкой. Если европейцу приходится много путешествовать, то он покупает большой седан, универсал или SUV. В общем, в Западной Европе люди точечно подходят к выбору автомобиля, уделяя внимание прежде всего функциональности и экономической целесообразности. В Центральной Европе акценты уже несколько смещаются в сторону российского восприятия. Ожидания от автомобиля тут уже гораздо выше: машина должна быть стильной, многофункциональной, но максимально экономичной. В России же так исторически сложилось, что автомобиль - это в первую очередь символ статуса, а не только средство передвижения. При этом качество дорог и условия эксплуатации делают выбор больших SUV весьма логичным и даже прагматичным решением для России.

В этой связи грядущее рождение нового большого SUV от Audi - Q8 выглядит весьма перспективным шагом именно для российского рынка. Каким будет Q8 в сравнении с сегодняшними SUV Audi?

Могу сказать одно: он будет более динамичным и более ярким с точки зрения дизайна. В любом случае, ждать осталось недолго: если все пойдет по плану, уже в середине следующего года мы сможем увидеть его в России.

Логично предположить, что Q8 будет выполнен в той же новой проконцептуальной стилистике дизайна, что и две революционные новинки из Ингольштадта, представленные в минувшем году, - Audi A8 и А7.

Да, Audi меняется! Меняется компания, меняется философия, меняется и дизайн. Дизайн - это своего рода ответ компании на нужды и чаяния потребителей. И то, насколько точно разработчикам удастся понять и предугадать желания клиентов, во многом определяет будущий успех модели. Конечно, это очень сложный и многоуровневый процесс, ведь самое главное в создании новой концерции дизайна - найти компромисс между потребностями самых разных рынков: Европы, Америки, Китая, России и создать такой дизайн, который оценили бы клиенты во всем мире. И, как мне кажется, новая динамичная дизайн-линейка Audi, которую открывают модели А8 и А7, - очень удачный ход в этом направлении. Она нравится абсолютно всем. Безупречность и точность в каждой детали и качество материалов интерьера - совершенство, которое вмиг стало новым эталоном премиум-сегмента. Теперь на очереди Q8, который, уверен, тоже сможет удивить: все, кто уже видел этот автомобиль, в полном восторге от него!

Новый «плоскостной стиль» в какой-то мере приближает серийные модели Audi к выставочным прототипам. Это умышленный посыл новой дизайн-линейки бренда по сближению серийных моделей с концептами?

Не совсем... Задача концепта - представить публике что-то новое и получить обратную связь, которая станет своего рода путеводной нитью для дизайнеров, определяя направление в работе над серийными моделями. Случается, что идея, заложенная в концептах, оказывается слишком яркой для серийных моделей. Яркий и дерзкий дизайн подчас очень быстро стареет, сгорая как свечка. Серийные же модели строятся не на один день, а на куда более долгосрочную перспективу. В серийном автомобилестроении иные ценности, нежели у концепт-каров: дизайн должен выдерживать испытание временем, сохраняя автомобиль в тренде и на протяжении долгого периода способствуя поддержанию высокой остаточной стоимости модели. К примеру, даже десятилетняя Audi A6 сегодня выглядит вполне современно в потоке куда более молодых одноклассниц, что значительно повышает ее стоимость на вторичном рынке. В России столь прагматичный подход к автомобилю, может быть, не столь развит, но в Европе, например, не так важно то, сколько машина стоит, как то, сколько вы потеряете, когда будете ее продавать. Человек готов инвестировать значительно больше, если знает, что потеряет гораздо меньше. Поэтому одной из приоритетных задач Audi является высокая остаточная стоимость автомобиля, и долгосрочная концепция дизайна играет в этом ключевую роль.

В каком аспекте, на ваш взгляд, удалось выбрать наиболее перспективное дизайн-направление при работе над А7 и А8?

Новый интерьер А8 - это очень серьезный прорыв в дизайне, и, судя по сверхпозитивному отзыву со стороны специалистов, Audi абсолютно верно определила вектор развития дизайна, особенно в том, что касается новой концепции интерьера.

- Эти две модели наверняка не единственные новинки, которые Audi подарит российскому рынку в новом году?

Да, нас ждет целый фейерверк новых моделей, который, надеюсь, станет катализатором нового роста премиум-сегмента. В начале 2018 года мы представим в России А8, весной стартуют продажи А7, в начале лета запустим Q8, затем - и Audi А6.

Любомир, вы работаете в России уже более шести лет. Это достаточно весомый срок. Как, на ваш взгляд, изменилась страна за эти годы, и насколько комфортно вам здесь работать?

Россия - страна с огромным потенциалом, который не может не впечатлять! И с каждым годом этот потенциал только растет. Если же говорить лично про меня, то за эти годы я существенно подтянул свой русский язык (Любомир скромничает: его русский и прежде был весьма неплох, - прим. ред.): если раньше любое интервью на радио или телевидении было для меня стрессом на «птичьем русском», то сейчас я уже могу гораздо легче и точнее излагать свои мысли на русском языке.

В принципе, на всех трех в равной степени, но проблема в том, что из-за дефицита времени я сейчас крайне мало читаю. Любимые русские писатели? Булгаков, наверное, ну и, конечно, русские классики. Русская классическая литература вообще имеет солидную базу в центральноевропейских школьных программах... Если говрорить о чешских писателях, то это Кундера, Грабал, и, конечно же, Гашек.

- К русской кухне за эти годы привыкли или по-прежнему предпочитаете чешскую?

Российская гастрономия - это отдельная тема! Она стремительно развивалась и видоизменялась последние 3–4 года. Появилось много восточных влияний, которых нет в Центральной Европе, а значит, и выбор стал куда шире. Качество - это уже другой вопрос. В Праге, к примеру, есть три мишленовских ресторана, в России их пока нет вообще, хотя дорогие московские рестораны в большинстве своем ни в чем не уступают европейским. А в чем-то даже превосходят: например, в плане доступности свежих продуктов, особенно овощей и фруктов. Помидоры, которые приходят с юга России, действительно пахнут томатом, а не безвкусным пластиком... Любимое блюдо? Холодец, икра, «Оливье»...

Салат «Оливье» в России всегда ассоциируется с Новым годом. Он уже стал привычным блюдом на вашем новогоднем столе?

На самом деле в Чехии тоже есть похожий салат. Называется он, правда, иначе, но состав схожий. Хотя в целом традиции новогоднего стола у нас совсем иные, нежели в России. Мы начинаем праздновать где-то в шесть вечера, так что к тому моменту, когда в России только накрывают стол, «чешский Новый год» уже подходит к концу. В России празднуют, а в Чехии уже все спят. Хотя 1 января, конечно, и у нас выходной день. Рождество в Европе более значимо, чем Новый год, но это тихий семейный праздник с непременным карпом на рождественском столе и детскими подарками.

Любомир Найман начал свою профессиональную деятельность в компании Skoda Auto в 1990 году, где сменил несколько позиций в отделах производства, продаж и маркетинга. Господин Найман был назначен главой отдела продаж Skoda Auto в 2004 году, после чего в 2009 году перешел на должность руководителя отдела продуктового маркетинга, ответственного за глобальные рынки. C 1 ноября 2011 года Любомир Найман приступил к обязанностям в качестве руководителя марки Skoda в России.

Господин Найман, как изменилась Skoda и амбиции марки за те два года, что вы работаете в России?

Мы работаем и развиваемся, но и задачи растут каждый год. Много внимания уделяем имиджу и продажам: развиваем бренд c точки зрения узнаваемости и качественного восприятия. Российский рынок для Skoda на сегодня третий по значимости в мире после Германии и Китая, и наша цель к 2018 году продавать по всему миру полтора миллиона машин в год. Учитывая, что в этом году мы, надеюсь, впервые сможем перевалить за миллион, перед нами стоит непростая задача за три года увеличить продажи еще на 500 000 автомобилей. Сами понимаете, насколько это непросто в современных условиях. Но этот вызов только делает нас сильнее! Да и предпосылки для достижения цели у нас есть. Отрадно, что после моего прихода мы уже запустили два завода в России и постепенно растем в доле рынка с 2,8–3%, до 3,5–3,6%.

И это в условиях общего продолжающегося падения рынка! Кризис автомобильного рынка в России вас не пугает?

Честно говоря, общая динамика действительно очень негативная. За первые шесть месяцев 2014 г. российский рынок снова просел на 7%, но мы держимся за счет большого числа обновлений и новых моделей: пришел новый Yeti, запустили Rapid, существенно расширили и продолжаем расширять гамму Octavia, плюс обновленный Superb. Как результат, столь масштабное обновление модельного ряда и высокий уровень лояльности клиентов помогают нам весьма уверенно держаться не только на фоне конкурентов, но и в целом на рынке.

Во втором полугодии 2013-го Skoda буквально взорвала российский рынок новой Octavia! В этом году пришло время R apid... На фоне его триумфального дебюта перспективы новой Fabia выглядят весьма сомнительно. Есть ли смысл вообще запускать ее в России?

Мы действительно сняли с конвейера в Калуге Fabia, чтобы запустить там сборку Rapid. И, считаю, это решение вполне обоснованно. За те же деньги мы решили предоставить россиянам более надежную машину с большим багажником, салоном и дорожным просветом - Rapid, который имеет все шансы претендовать на роль национального седана, он создан словно специально для русских условий! В этой ситуации Fabia прошлого поколения с таким же ценником просто не имеет смысла. Что же до нового поколения Fabia, то сейчас мы как раз размышляем о его судьбе и возможностях его позиционирования в России и, думаю, в течение месяца решение будет принято.

А какие еще автомобили в модельном ряду Skoda россияне, на ваш взгляд, пока незаслуженно недооценивают?

Наверное, Yeti. По нашему мнению, это самая лучшая и надежная машина для езды по городу в российских условиях, особенно зимой: небольшая, удобная для парковки. Вообще, у нее много преимуществ. И, уверен, тот, кто однажды попробовал Yeti, уже не откажется от него. И хотя в целом мы удовлетворены ее продажами, которые за 6 месяцев 2014-го выросли на 9%, все же некоторая недооценка модели на рынке еще присутствует.

Вы уже знаете, какая модель станет ключевой для Skoda в следующем году?

Конечно! Это будет новое поколение одного из наших автомобилей, которое мы представим в Женеве. Но пока не буду называть модель, скажу только, что всех поклонников Skoda ждет очень большой сюрприз с точки зрения дизайна.

С егодня все больше инвестиций автопроизводители тратят на экологическое развитие. Насколько, на ваш взгляд, актуальны зеленые технологии в России?

К сожалению, Россия в этом отношении пока крепко спит. Вот Европа и Китай - это другое дело. В Китае, к примеру, производство электрических автомобилей и гибридов уже поставили на конвейер. И здесь нужно понимать, что если Россия не будет развиваться с точки зрения качества топлива, это спровоцирует внутренний кризис в отрасли. Никто не будет инвестировать деньги в разработку и производство дополнительных двигателей только для России. Чем это грозит, понятно! Через какое-то время в России могут остаться автомобили с одним-единственным двигателем в моторной линейке. Это, безусловно, проблема для производителей, но, повторюсь, никто не будет делать инвестиции для адаптации новых технологий под некачественное топливо. Это утопия!

А как вам показалась современная Россия с точки зрения чисто человеческой адаптации? Вам, как человеку из бывшего Восточного блока, наверное, было проще адаптироваться в России, чем, скажем, американцам или японцам?

Безусловно, поскольку я уже немного говорил по-русски, мне было легче. Конечно, первый год был непростым. Пришлось многому научиться. Особенно в работе. Но это связано не столько непосредственно с переездом в Россию, сколько с некоторым изменением вектора моей деятельности. Ведь в России у меня несколько иные задачи, нежели были дома. Но теперь уже все хорошо, я полностью адаптировался и многому научился.

Работать в России сложнее, чем в Чехии?

Да, в первую очередь из-за подхода и менталитета. В Чехии люди всегда стараются быть гибкими. В любой ситуации мы ищем решения. Если в Чехии кто-то скажет «нельзя», то мы все равно стараемся это сделать и найти пути выхода из ситуации. Нет невозможного! Но в России, если человек говорит тебе «нельзя», значит действительно нельзя! В этом главная сложность бизнеса в России: побороть менталитет и бюрократию практически невозможно!

Skoda традиционно много внимания уделяет хоккею, как с точки зрения поддержки спорта, так и продвижения марки. А вы лично любите этот вид спорта?

В Чехии есть две группы людей: горнолыжники и хоккеисты! Я родился в горах и занимался в основном горнолыжным спортом. Но я очень люблю и хоккей. Все чехи гордятся нашей хоккейной сборной и помнят самую яркую страницу в ее истории - олимпийское золото Нагано. Это была первая Олимпиада, где играли профессионалы из НХЛ. Тогда мы обыграли в полуфинале Канаду, в финале - к сожалению, Россию. И для нас это стало главным хоккейным триумфом в истории!

Вы уже думали о том, чем займетесь, когда отойдете от дел?

Так далеко я еще не думал. Пусть все идет своим чередом. Обычно все хотят путешествовать и заниматься спортом. Впрочем, я уже побывал почти везде в пределах 8 часов лета. А более дальние путешествия меня не прельщают. Я не хочу 24 часа жить в самолете, чтобы побывать, скажем, в Австралии. Это не для меня!

БЛИЦ: ПРЕДПОЧТЕНИЯ ЛЮБОМИРА НАЙМАНА

Доминик Гашек или Яромир Ягр?

Ягр.

Карлов мост или Вацлавская площадь?

Карлов мост.

Александр Овечкин или Евгений Малкин?

Малкин.

Вино или пиво?

Пиво.

Octavia или Rapid?

Octavia.

Ралли или Формула-1?

Формула-1.

Велосипед или горные лыжи?

Горные лыжи.

Рыба или мясо?

Рыба.

Блондинки или брюнетки?

Блондинки.

Вероника Виткова или Габриэла

Соукалова?

Соукалова, наверное...

Лето или зима?

Зима.

Паста или пельмени?

Паста.

Поезд или самолет?

Поезд.

Охота или рыбалка?

Рыбалка.

Рождество или Новый год?

Рождество.

Асфальт или бездорожье?

Асфальт.

Книги или кино?

Книги.

Дизель или бензин?

В конце июля в Москве состоялся грандиозный музыкальный фестиваль «Пикник „Афиши“», одним из главных и традиционных партнеров которого является Skoda . В этот раз мероприятие было особенным — чешской компании исполнилось 120 лет. «Движок» не мог обойти стороной такое событие и лично поздравил российское представительство Skoda .

Удивительно, но одним из самых стабильных автомобильных брендов в России Skoda стала довольно давно. Вне зависимости от экономической ситуации, кризисов или, наоборот, взлетов колебания компании Skoda на нашем рынке были всегда умеренными, без резких провалов или удивительных подъемов.

Компания развивается постепенно и уверенно, но непременно с тем или иным позитивным итогом. Вот и сейчас, когда Россия переживает нелегкие времена, Skoda Octavia занимает первое место по продажам в классе, а Rapid чуть ли не единственный, кто увеличивает продажи. В чем секрет успеха, рассказывает Любомир Найман.

— Сто двадцать лет заботы! Такой длительный промежуток. В чем она выражается?

— Сто двадцать лет — это цифра, которая говорит сама за себя. Сто двадцать лет успехов, кризисов, хороших времен и плохих, а мы по-прежнему живы, мы здесь! Мы работаем сто двадцать лет, и хотелось бы еще сто двадцать как минимум!

— Какие из этих ста двадцати лет для вас самые яркие?

— Мы начали в 1895 году заниматься велосипедами. Потом 1905 год — первая машина. После Второй мировой войны стали быстро расти, хорошо пережили время центрального планирования, а с началом работы с концерном Volkswagen для нас началась новая эра. В прошлом году, например, мы продали один миллион машин. А это означает, что мы вошли в автомобильную «Премьер-лигу». Теперь наша задача — не только не потерять это место, но и пойти дальше.

— Сейчас, так скажем, не у всех все хорошо, но Skoda продолжает спонсирование грандиозных проектов, и, глядя на них, кажется, что компанию проблемы обошли стороной...

— «Пикник „Афиши“» — это для нас уже традиция. Здесь очень приятная атмосфера. Молодежь веселится, никто не пьет алкоголь, настрой у всех отличный. Мы, конечно, хотим продолжать эту традицию, несмотря ни на какие кризисы.



Как я уже сказал, сто двадцать лет — это сто двадцать лет не только успехов, но и кризисов. Мы стремимся к лучшему, мы знаем, что кризис — это временное явление, через год мы пойдем вверх, и никакого кризиса не будет.

— А что для вас годы, проведенные в России? Это было время испытаний, это были напряженные дни работы или «легкая прогулка»?

— Во-первых, Россия для нас является стратегическим рынком, рынком номер три после Китая и Германии. Мы смотрим на Россию с надеждой и с большими планами на будущее. Мы построили вместе с Volkswagen Group два завода — в Калуге и Нижнем Новгороде. В этом году будем открывать третий завод — завод двигателей в Калуге. А раз Volkswagen вложил огромные средства в Россию, значит он уверен в ней. Да и в нашей общей стратегии развития Россия занимает важнейшее место.

— А Россия отвечает вам взаимностью? Сказывается ли на вас господдержка?

— Скажу больше: если бы не господдержка, то провал, который есть сейчас, был бы несравнимо больше. Господдержка очень помогает, главным образом в виде программы утилизации — у нас много сделок проходит именно по ней.

— Какие новинки Россия точно увидит в 2015 году?

— Про этот тяжелый год скажу консервативно, потому что мы не хотим обещать «нереальные замки». В 2015 году стоит говорить только про новое поколение Skoda Superb. Он уже в производстве. Несколько машин даже находятся на складах, а мы собираемся запустить эту модель в России в начале октября 2015 года.

Superb для нас крайне важен, поскольку он получил очень позитивные оценки в мире, в том числе среди известных мировых СМИ. У нас очень большие надежды на эту модель. Она сто процентов будет в продаже.

— А касательно нового поколения Skoda Fabia ?

— Мы приняли такое стратегическое решение: основной упор делаем на Rapid, потому что он «локальный», собирается в Калуге. Fabia — это пока только импорт, цена будет неконкурентоспособная, да и этот сегмент рынка в России не очень популярен, поэтому в 2015 году ее точно не будет.

— Вы не опасаетесь «каннибализации» на российском рынке внутри модельного ряда?

— Нет, конечно. Octavia удерживает свою долю, причем почти на том же уровне, что и в прошлом году, а продажи Rapid идут вверх. Значит, мы получили дополнительную модель, которая в борьбе с конкурентами более эффективна, чем в борьбе с Octavia.


— Понимаю, что об этом еще рано говорить, и все же: есть ли какие-то подробности о большом кроссовере Skoda — совершенно новой модели, предположительно называемой Snowman?

— Этот автомобиль уже существует. Это абсолютно новая машина. Вы пока ее не видели — это единственная достоверная информация. Но эту машину уже видели наши партнеры — было несколько конференций. Ее невозможно сравнить ни с какой другой машиной на рынке, но придется ее немного подождать. А в России она обязательно появится, это уже решено.

В кризисную ситуацию мы наблюдаем, что Skoda отвоевывает долю рынка. Octavia сейчас занимает первое место в классе, Rapid чуть ли не единственный, кто показывает положительную динамику. С чем непосредственно вы связываете такие успехи Skoda в трудный период?

— Мы вовремя успели обновить модельный ряд — новый Rapid, новая Octavia, обновленный Yeti, — и это одна из главных причин. Мы, конечно, провалились вместе с рынком, как и все, но наша доля в этот момент даже стала чуть-чуть больше за счет наших клиентов.

А наш клиент прежде всего прагматичен. Он считает, сколько и что он получит за свои деньги. Он уверен в себе, уверен в своей жизненной позиции, уверен за свою работу. Поэтому он не боится, приходит и покупает нашу продукцию. Не хочу говорить, что нам повезло, но ни в один кризис наш провал не был глубоким, потому что наш прагматичный и консервативный клиент ценит бренд и преимущество продукта даже в этих сложных условиях.




На своей поляне Skoda устроила праздник для любителей и ценителей хоккея. Турнир по настольному и надувному хоккею, конкурс болельщиков и соревнование по буллитам. Как оказалось, в этот вид спорта можно с удовольствием играть не только на льду!


Огромное количество людей привлекал «воздушный лес». Детишки с удовольствием строили замки из кубиков, лепили из пластилина и рисовали любимые машинки

На главной сцене «Пикника „Афиши“» выступили Найк Борзов, Иван Дорн, канадская певица Кайза, а хедлайнером фестиваля стала Земфира

Ведущая команда компании «Skoda Auto Россия». Слева направо: Тимур Алиев, руководитель направления PR, Майя Гомес, руководитель отдела маркетинга, Екатерина Колганова, представитель Volkswagen Financial Services Rus, Любомир Найман, глава российского представительства Skoda.

Островок стабильности


Любомиром Найманом

Островок стабильности

Интервью с главой марки Skoda в России
Любомиром Найманом


Интервью брала Елена Кострикина, опубликовано 01 октября 2014

Фото: сайт

Н аш рынок в Skoda считают важным и стабильным, даже в непростых нынешних реалиях. Чехи берут свое не количеством, а качеством моделей: к примеру, Octavia — давняя любимица россиян, и кризис ей нипочем. О качестве и количестве мы поговорили с руководителем марки Skoda в РФ Любомиром Найманом.

сайт : Прошлый год и первая половина 2014-го оказались для вас не самыми удачными, а вот июль выдался урожайным: в отличие от большинства других брендов Skoda вышла в плюс по продажам. Очевидно, здесь в том числе «выстрелили» новинки — Octavia , Rapid . Как вы оцените перспективы марки в России до конца этого и на ближайшие годы?

Любомир Найман : Если мы посмотрим на результаты продаж с начала 2014 года, то, как вы правильно сказали, автомобильный рынок идет вниз, общее падение с каждым месяцем набирает обороты. При этом если весь рынок за семь месяцев снизился на 10%, то мы за этот период потеряли только 1%, а значит, добились увеличения своей доли. Мы довольны такими результатами и хотим продолжать в том же направлении. Но, конечно, сложно идти против общих тенденций. Наша задача — терять меньше, чем рынок в целом.

сайт : Octavia сейчас одна из самых популярных моделей среди седанов/лифтбеков C-класса. Старт Rapid также получился успешным. Чем, на ваш взгляд, так привлекают россиян эти модели помимо интересного типа кузова?

Любомир Найман : Наши покупатели ценят саму концепцию: мы предлагаем максимум автомобиля за оптимальную сумму. Если говорить об Octavia, то по размерам эта модель всегда выходит за рамки своего сегмента, обеспечивая больше пространства для пассажиров. Плюс огромный багажник, который для нашей целевой аудитории крайне важен. Наши покупатели — это в основном люди, ведущие активный образ жизни (дачники, любители рыбалки, природы). Во всех этих ситуациях человеку требуется как можно больше места в машине — для семьи и для багажа. Мы стараемся, чтобы наш клиент, активный и достаточно прагматичный, всегда был уверен, что получает за свои деньги больше автомобиля, чем у конкурентов. В этом задача.

Любомир Найман : Пока нет. Дискуссия идет, тема не закрыта, однако решение еще не принято, поэтому рано об этом говорить. Сначала посмотрим, как пойдет новая Fabia , и потом уже вернемся к вопросу о Rapid Spaceback.

сайт : А когда ждать Fabia? Планируется ли локализация ее производства в Калуге, как это было с предшественницей?

Любомир Найман : Ориентируемся на первую половину 2015 года. По поводу локализации: переговоры идут, но пока таких планов нет. Можно сказать, что производственная база перешла от Fabia к Rapid — мы выбрали такую стратегию еще пять лет назад. Стоят эти модели примерно одинаково, только Rapid больше, вместительнее.

сайт : Как продаются остальные «Шкоды» — Yeti, Superb, Roomster?

Любомир Найман : Смотря с чем сравнивать. Если говорить об относительных показателях, то мы довольны, потому что повысили долю этих моделей в соответствующих сегментах. Доля Yeti увеличилась с 3% до 3,4%. Superb и даже Roomster также улучшили позиции. Конечно, я говорю не об абсолютных цифрах.

сайт : Какое место на сегодняшний день Россия занимает в глобальных продажах Skoda?

Любомир Найман : Третье после Китая и Германии, уже много лет. Россия — очень важный для нас рынок. Важный не только сейчас, но и в перспективе, потому что мы хотим к 2018 году продавать 1,5 миллиона автомобилей ежегодно. В этом смысле Россия — важная тема.

сайт : Расскажите о состоянии дилерской сети и планах ее развития. Как обстоят дела в регионах?

Любомир Найман : На данный момент в России 132 дилера Skoda, до конца года планируется увеличить их число примерно до 140. Планы не то чтобы грандиозные, мы не давим на партнеров с призывом открывать новые центры. Просто стремимся, чтобы дилеры работали хорошо и были преданы нам — этого достаточно.

сайт : Насколько равномерно сеть распределена по стране? Наверное, продавцов больше всего в Москве и Санкт-Петербурге?

Любомир Найман : В столице 22 дилера, в Петербурге — 11. Мы присутствуем во всех крупных городах. Есть города-миллионники, в которых по два, три или даже четыре шоурума. Мы стремимся к тому, чтобы дилерские центры Skoda появились во всех населенных пунктах с числом жителей больше 250 тысяч человек.

сайт : Вы уже сообщали о том, что до 2018 года в России стартует производство кроссоверов Polar и Snowman. Есть ли более конкретная информация по срокам запуска конвейера и площадке?

Любомир Найман : Прежде всего я бы хотел прояснить по поводу этих имен — Polar и Snowman. Это, конечно, не официальные названия, а просто какая-то спекуляция в СМИ. Но да, мы работаем над большим внедорожником.

сайт : То есть будет большой внедорожник и кроссовер меньше Yeti?

Любомир Найман : Нет, будет просто преемник Yeti и большой внедорожник.

сайт : Будут ли эти кроссоверы доступны в Европе и на других рынках?

Любомир Найман : Да, конечно.

сайт : Вы уже почти три года живете и работаете в нашей стране. Как вам наша страна? Часто ли удается попутешествовать по России? Есть любимые места?

Любомир Найман : Мне очень нравится здесь. У нас, в компании-импортере, трудятся очень хорошие люди, с ними приятно работать. Можно сказать, что уже появились друзья и среди дилеров, все любят наш бренд, довольны, как Skoda работает. По России, к сожалению, езжу нечасто, потому что много бумажной работы. Приходится разбирать кипы документов, отчетов, участвовать в видеоконференциях, встречах в штаб-квартире и так далее. Иногда, правда, удается выбраться: был в Уфе, Екатеринбурге, Магнитогорске, Петербурге, Волгограде, Ростове-на-Дону. Особенно понравилась Казань — красивый город, также Республика Марий Эл и Йошкар-Ола.

просмотров